С целью усиления защиты прав потребителей финансовых услуг Национальный банк разработал новые требования к банковским кредитным и депозитным договорам. Об этом сообщил регулятор, пишет "Лига".
Это касается договоров о потребительском кредите, депозите, а также об открытии счета.
НБУ вводит такие нововведения относительно кредитных и депозитных договоров:
1. Требования простого и однозначного описания продукта.
Во-первых, договор будет иметь универсальную структуру для всех банков.
"И уже не получится в первом абзаце договора написать привлекательные условия, а менее приятные перенести подальше или вовсе потерять", - отмечают в Нацбанке.
Во-вторых, описание продукта обязательно должно содержать все существенные характеристики и услуги. Чтобы иметь информацию о продукте, своих правах и обязанностях, клиенту будет достаточно только своего экземпляра договора.
2. Договор станет пригодным для чтения.
Появятся жесткие требования к оформлению договора:
- - шрифт черного цвета, размером не менее 11 кегля с межстрочным интервалом не менее одинарной;
- - выделение полужирным всех цифровых значений: сумма комиссий, возмещение, повышенных процентов, штрафных санкций и тому подобное.
И конечно, электронная версия договора станет технически адаптивной для чтения с экранов различных гаджетов.
3. Запрещено включать в договор недобросовестные условия.
Речь идет об условиях, которые ограничивают клиента в подаче жалобы по выполнению условий договора банком или дают право банку требовать оплату за еще не оказанные услуги.
Для обновления договоров НБУ предоставит банкам переходный период.
Соответствующие нормы содержатся в положении о дополнительных требованиях к договорам о предоставлении финансовых услуг. Проект этого документа проходил общественное обсуждение 17 августа - 20 сентября. Регулятор обещал принять положение до конца 2020 года, но не уточняет, сделал ли уже это.
Почему возникла необходимость в установлении новых требований к договорам
Клиенты банков часто жаловались НБУ на то, что при подписании кредитных договоров они не всегда понимали, какой будет реальная годовая процентная ставка, полный перечень расходов, а также не осознавали возможных последствий в случае просрочки платежа. НБУ рекомендует в случае нарушения их прав банком или другим финансовым учреждением обращаться в контакт-центр Нацбанка по телефону 0800505240.
Напомним, НБУ отсудил у компании Жеваго недвижимость в Киеве.