Как НБУ проверяет происхождение средств владельцев небанковских финучреждений

Национальный банк регулярно устанавливает случаи, когда заявители на выдачу лицензий, увеличение существующей доли в небанковском финучреждении или согласование ее владельцев не могут подтвердить происхождение своих доходов. В таком случае они получают отказ от регулятора. По каким нормативным документам Нацбанк проверяет источники происхождения средств, необходимых для создания или приобретения финучреждения, рассказывают специалисты регулятора в рубрике "Рабочие реалии. Вопрос дня".

Итак, какими требованиями руководствуется Национальный банк, проверяя источники происхождения средств владельцев небанковских финучреждений.

Недавно одним из заявителей о выдаче лицензии на перевод средств оказался бизнесмен, "предсказавший" мировую пандемию коронавируса еще осенью 2019 года. Этот человек для формирования уставного капитала финучреждения предоставил Национальному банку информацию о полученном летом 2020 доходе в размере 5 млн грн от продажи антисептиков, масок и медицинских перчаток.

На вопрос Национального банка об обстоятельствах приобретения этих товаров он сообщил, что закупил медицинские средства для противодействия распространению вируса в 3−4 кварталах 2019 года. Напомним, что первый случай коронавируса в мире был зафиксирован лишь 17 ноября 2019 года в Китае, а в Украине - 3 марта 2020 года. Поэтому специалисты департамента лицензирования НБУ стали невольными свидетелями ситуации, когда человек "предусмотрел" пандемию коронавируса и закупил необходимые товары еще до ее появления. Понятно, что подтверждение доходов заявителя оказалось недостаточно убедительным для выдачи лицензии.

Еще одна типичная схема, согласно которой заявители пытаются "подтвердить" средства номинальных владельцев, выглядит следующим образом. На счет физического или юридического лица в течение короткого промежутка времени зачисляются средства в необычно большом размере (внесение наличных, оплата услуг, получение денег в подарок, получение возвратной финансовой помощи и т. д.). После этого этот человек получает справку из банка о наличии средств на счете. На следующий день деньги снимаются со счета или пересылаются в пользу третьего лица. Справка предоставляется Национальному банку в качестве подтверждения источников происхождения средств.

Именно на такую ситуацию наткнулись специалисты Национального банка, когда два "владельцы" существенного участия в финансовой компании в один день получили средства от определенной компании, которые на следующий день были возвращены как "ложный перевод". Этот случай поразил сотрудников НБУ своей дерзостью: если обычно номинальные "владельцы" хотя бы пытаются создать правдоподобные юридические конструкции, здесь они предоставили откровенно недостоверную информацию. Ведь совершенно очевидно, что заявленные "владельцы" не могли не знать о том, что ошибочно зачисленные средства им не принадлежат.

Почему Национальный банк проверяет источники происхождения средств

Это один из элементов надзора за деятельностью небанковских финучреждений. Национальный банк заботится о том, чтобы структуры собственности на небанковском рынке были прозрачными, владельцы учреждений имели безупречную деловую репутацию и возможность финансово поддержать учреждение в случае необходимости.

Также это позволяет предотвратить ситуации, когда нарушается законодательство о финансовом мониторинге, а полученные незаконным путем средства пытаются легализировать через приобретение актива в финансовом секторе.

Какие общие требования к источникам происхождения средств

Требования к источникам происхождения средств зависят от типа лицензии и цели обращения в НБУ (создание новой компании или покупка доли в действующей). Перечень документов, которые необходимо подать в НБУ, зависит от вида доходов, предоставляемых для подтверждения финансового состояния. Также он определяется с учетом всех обстоятельств и условий конкретной ситуации.

Всего для проверки источников происхождения средств предоставляются подтверждающие документы или информация из публичных источников. Это должны быть сведения, позволяющие сделать обоснованный вывод о наличии достаточных финансовых возможностей у владельцев небанковского учреждения для создания или покупки финансовой компании.

Если у Национального банка возникнет аргументированное сомнение относительно соглашений, операций и событий, регулятор имеет право требовать представления дополнительных документов и информации для принятия положительного или отрицательного решения. Речь идет о случаях, когда Национальный банк видит признаки фиктивности сделки либо соглашение экономически нецелесообразно и т. п.

Сейчас Национальный банк руководствуется различными нормативно-правовыми актами при осуществлении тех или иных лицензионных действий по небанковским финансовым учреждениям. Например, могут "работать" документы, утвержденные еще Нацкомфинуслуг. Однако Национальный банк Украины на сегодня ведет разработку собственных нормативно-правовых актов, которые позволят унифицировать требования к небанковскому финансовому рынку.

Напомним, Международные резервы НБУ сократились на 800 миллионов долларов - Данилишин.

ДОСТУП ДО ФІНАНСОВИХ РИНКІВ ТА АНАЛІТИЦІ В РЕЖИМІ ОНЛАЙН
зареєструйтеся та отримайте 7 днів безкоштовно
Реєстрація
asd