Как Нацбанк убирает неразумные требования к потенциальным покупателям финучреждений. Колонка Леонида Антоненко
Еще недавно иностранным фондам прямых инвестиций и публичным иностранным компаниям было сложно купить банк в Украине из-за требований Национального банка. Сегодня мы попытались упростить для этих типов иностранных инвесторов доступ к покупке украинских финучреждений. Под публичными компаниями мы понимаем иностранные компании, акции которых котируются на крупнейших иностранных биржах. Это могут быть европейские биржи или биржи с общей капитализацией компаний в листинге свыше $100 млрд. Мы хотим облегчить жизнь публичным компаниям, поэтому убираем неразумные требования.
Например, Национальный банк теперь не будет проверять достаточность собственных средств у публичных компаний согласно прописанной в постановлении N306 методике. Эта методика дисквалифицировала большую часть нормальных компаний: она больше подходит для компаний-прокладок, а не для реальных инвесторов. Например, собственники ПроКредит Банка, который принадлежит пяти европейским государствам, не подходят под эту методику. Мы это знаем, будем менять эту методику в будущем для всех.
Фактически наличие такой методики расчета собственных средств в положении Нацбанка приводит к тому, что компании, у которых много необоротных активов на балансе, например, холдинговые компании, не могут приобрести банк в Украине. Так как они вычитаются при расчете собственных средств. Вычитая необоротные активы, мы стимулируем создание компаний-прокладок.
Изначально эта методика была разработана исключительно для оценки собственных средств компаний, которые увеличивали уставный капитал банка. Она была призвана показать деньги, которые можно вынуть из компании и вложить в акции. Для увеличения уставного капитала это действительно важно, но для приобретения существенного участия - не всегда. Особенно, когда существенное участие приобретается опосредованно.
Также мы хотим дать возможность украинским институтам совместного инвестирования (ИСИ) покупать банки при условии, что ИСИ и его контролер берут на себя обязательство поддерживать регулятивный капитал банка. Для этого мы внесли поправку в статью 14 закона о банках и банковской деятельности. Сейчас в законе написано, что институты совместного инвестирования не могут быть собственниками существенного участия в банках. Верховная Рада уже приняла нашу поправку в первом чтении, и когда изменения вступят в силу, корпоративные инвестфонды смогут приобретать существенное участие в банках. Правда при условии, что их акции на 75% принадлежат одному лицу или группе лиц, объединенных отношениями родства, и это же лицо также контролирует компанию по управлению активами. Это необходимо, чтобы у банка был собственник, ответственный за состояние финучреждения.
Таким образом, Нацбанк устраняет дискриминацию украинского бизнеса и совершенно необоснованную дискриминацию качественных иностранных инвесторов.
Леонид Антоненко, директор департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ