В банк введена временная администрация. НБУ, видимо, не верит в то, что очередные миллиарды рефинансирования будут истрачены банком по назначению
20 ноября Национальный банк поставил неожиданную точку в почти двухмесячных попытках спасти VAB Банк, признав его неплатежеспособным. Уже 21 ноября, в пятницу, в банк была введена временная администрация Фонда гарантирования вкладов физлиц. В Нацбанке отмечают, что проблемы у финучреждения начались еще в апреле. А в октябре банк был признан проблемным. Последние два месяца шли активные переговоры основного акционера банка Олега Бахматюка с руководством Кабмина и НБУ относительно путей спасения финучреждения. Собственник банка пообещал влить в капитал эквивалент $200 млн, но просил НБУ докапитализировать финучреждение еще на 4 млрд грн. Итого, порядка 7млрд грн. 10 октября, якобы, руководство НБУ заявило о поддержке предложенной акционером банка программы действий, после чего был подписан соответствующий меморандум между Кабмином, НБУ и банком. Но, видимо, что-то не срослось.
АРГУМЕНТ ДЛЯ РЕГУЛЯТОРА
Признание VAB Банка неплатежеспособным НБУ аргументировал четырьмя причинами. Во-первых, денег, предложенных акционером, мало. По мнению регулятора, доля акционера должна превышать получаемую от государства помощь. Кроме того, банк, якобы, не отвечает критериям, которые являются основанием для участия государства в докапитализации финучреждения. Правда, озвучить эти самые критерии в Нацбанке отказались.
Третья причина: стандарты рекапитализации банков, внедряемые НБУ в рамках программы Международного валютного фонда, не предусматривают участие государства в рекапитализации в случае предоставления банком значительных объемов кредитов экономически связанным лицам.
Ну и, наконец, формальной причиной объявления банка неплатежеспособным послужило уменьшение размера регулятивного капитала за период с 1 октября по 14 ноября на 4,6млрд грн до (минус) 1,511 млрд грн.
На вывод VAB с рынка Фонду гарантирования придется потратить вдвое больше, чем НБУ на докапитализацию банка
По информации источника, близкого к руководству НБУ, основной причиной резкого разворота регулятора, несмотря на предварительные договоренности и большой объем проведенной работы, послужила позиция МВФ. "МВФ не готов финансировать дефицит государственного бюджета, не имея возможности дальнейшего контроля расходования этих средств. Попросту говоря, фонд не готов за свой счет финансировать проекты Олега Бахматюка", - говорит собеседник ЛІГАБізнесІнформ на правах анонимности.
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
В самом банке во всех своих бедах склонны винить регулятора, заявляя, что начиная с сентября, когда в финучреждение были введены кураторы НБУ, руководство банка было фактически отстранено от управления операционной деятельностью. В частности, с 18 сентября был закрыт лимит для операций регулятора с VAB Банком на валютном межбанке, что привело к остановке операций клиентов и панике вкладчиков. Несмотря на то, что между Кабмином, НБУ и банком был подписан меморандум, предполагающий совместное участие государства и акционеров финучреждения в его докапитализации, дальнейшем реальные шаги НБУ, мол, привели к фактическому срыву договоренностей и ухудшению ситуации в банке. "Именно действия регулятора стали главной причиной того, почему, несмотря на поддержку со стороны Минфина и акционеров, программа докапитализации банка не была одобрена Международным валютным фондом. И сейчас ответственность за состояние финансового учреждения полностью лежит на руководстве Нацбанка", - еще в пятницу сообщалось на сайте VAB Банка. Впрочем, в понедельник данное сообщение исчезло с интернет-странички финучреждения.
Комментируя для ЛІГАБізнесІнформ ситуацию вокруг банка его главный акционер Олег Бахматюк заявил, что не намерен подавать в суд на НБУ, а продолжит активно работать с Министерством финансов по поиску путей восстановления платежеспособности своего детища. "Зачем было два месяца бороться за банк, выдавать ему рефинансирование НБУ, накапливать курсовую разницу по валютным депозитам? А теперь государству придется потратить на вывод банка с рынка в два раза больше, чем необходимо для его докапитализации", - не понимает логику регулятора Олег Бахматюк.
Секрет отрицательного значения регулятивного капитала акционер VAB Банка пояснил просто: по результатам стресс-тестов банк доформировал резервы под "плохие" кредиты на 4,6 млрд грн.
Решение регулятора вывести финучреждение с рынка было продиктовано неуверенностью в том, что полученные от регулятора миллиарды (в случае докапитализации банка) были бы направлены на восстановление платежеспособности финучреждения
Кроме того, в октябре НБУ выдал банку 1,2 млрд грн рефинансирования, которые были полностью потрачены на расчеты с клиентами. Тем не менее, этих денег хватило не для всех. На тот момент для покрытия дефицита ликвидности финучреждению достаточно было бы 2,5-3 млрд грн.
НЕПРОСТАЯ МАТЕМАТИКА
Точную сумму, которую необходимо будет выплатить 420 тыс. вкладчикам VAB Банка, в Фонде гарантирования озвучить пока затрудняются. По словам замдиректора-распорядителя фонда Андрея Оленчика, потребность в средствах может составить от 7 до 10 млрд грн. Тем не менее, успокаивает первый замдиректора-распорядителя фонда Василий Пасичник, средств фонда на выплату вкладчикам VAB Банка хватит. По состоянию на 1 ноября денежные запасы Фонда гарантирования составляли 10, 868 млрд грн.
Тем не менее, отмечает казначей одного из банков, пожелавший остаться неназванным, проблемы со средствами у Фонда гарантирования могут таки возникнуть. Ведь заявленная ранее Минфином готовность кредитовать Фонд за счет выпуска гособлигаций пока не обеспечена законодательным механизмом - парламент прошлого созыва отказался поддержать правительственную инициативу.
МНЕНИЕ РЫНКА
Банкиры говорят, что вводить временную администрацию в VAB Банк надо было давно. Слишком рискованную стратегию безудержного роста избрал его собственник, направлявший львиную долю привлекаемых средств на финансирование своего основного бизнеса - аграрного холдинга Авангард. "Олег Бахматюк вел слишком агрессивную деятельность - скупал аграрные предприятия, кредитовал их в том числе за счет средств рефинансирования НБУ, не учитывал риски, работал на грани. Такая стратегия потенциально чревата проблемами", - резюмирует собеседник ЛІГАБізнесІнформ. По его мнению, решение регулятора вывести финучреждение с рынка было продиктовано неуверенностью в том, что полученные от регулятора миллиарды (в случае докапитализации банка) были бы направлены на восстановление платежеспособности финучреждения.
Руслан Кисляк