В последнее время бытует мнение о неадекватности политики Национального банка Украины против воздействий глобального финансового и экономического кризиса, - говорится в комментарии руководителя аналитического отдела ООО "Инвестиционный Капитал Украина" Александра Вальчишена.
"В частности, шквалу критики подвергается глава центрального банка Владимир Стельмах, а политики и пресса активно обсуждают его некомпетентность и высокую вероятность освобождения с поста главы НБУ. Особой остротой обвинения в адрес центрального банка наполнились после осенней девальвации национальной валюты гривни по отношению к основным иностранным валютам, к доллару США и к европейской единой валюте.
НБУ, как и Стельмах, не впервые сталкивается с такой ситуацией - их было и есть за что критиковать в сфере их ответственности - в частности, по монетарной политике, банковскому надзору, раскрытию информации о банках, коммуникациям с общественностью. Однако в нынешней ситуации, по нашему убеждению, нет места для простых штампов "справился/не справился". А поскольку экономическая реальность нашей страны формировались как комплекс факторов, НБУ не должен испытывать одиночества, если уже дошло, образно выражаясь, до "отсечения голов". На наш взгляд, главной задачей, с которой НБУ однозначно не справился на протяжении последних пяти лет, это со своевременной и полной либерализацией рынка валютообменных операций, а также с широкой долларизацией украинской экономики. При существенной доле экономики, включая, в первую очередь, юридические и физические лица, имеющей долларовые кредиты, зарегулированный рынок валютообменных операций (то есть абсолютное отсутствие форвардного рынка при плохо функционирующий рынке операций "спот") не позволил экономике иметь должные инструменты хеджирование от валютных рисков. Поэтому главная вина НБУ - это не стремительное обесценивание гривны в октябре-декабре 2008 года, это скорее то в какой форме наша экономика и банковский сектор подошли к данному кризису.
Тем не менее, НБУ все-таки начал отходить от своей статичности в монетарной политике и принимать ответственные шаги предотвращению зачатков кризиса в украинской экономике в начале этого года. Практическая реализация этих действий была, как и прежде, отягощена либо политическим влиянием, либо существующими и укоренившимися перекосами в экономике и банковской сфере. Другой очень важный фактор, который не был еще упомянут, это фактор влияния внешних рынков (товарных и финансовых) - и он, на наш взгляд, он превосходит по своему воздействию на экономику влияние украинской власти, хотим мы того или нет.
Экономическая модель украинской экономики последних нескольких лет изжила себя. Вернее сказать, она была изначально нежизнеспособной в долгосрочном плане, а глобальная спираль финансового и впоследствии экономического кризиса просто обнажили ее изъяны. Данная модель основывалась на подпитке потребительского спроса, как за счет роста доходов в виде заработной платы, так и за счет широких социальных жестов правительства и беспрецедентной доступности банковского кредита для физических лиц. Второй основной составляющей экономической модели (или основой ее былой прочности) была благоприятная внешняя конъюнктура на глобальных товарных рынках для украинских экспортеров, производящих достаточно узкий ассортимент продукции. Обе эти составляющие, в свою очередь, зиждились последние несколько лет на высоком уровне ликвидности глобальной финансовой системы, низких процентных ставках и поиске новых более доходных активов для инвестиций.
Простой пример, на пороге 2006-го года украинскую экономику, по мнению некоторых политиков и экономистов, ожидал, чуть ли не коллапс из-за почти двукратного повышения цен на поставляемый Газпромом природный газ. Однако, в реальности на макро уровне данный ценовой перекос с лихвой устранился благодаря новому витку роста глобальных цен на металлопродукцию и притоком иностранного капитала в банковский сектор. История, повторилась и в 2007-м году.
Третьей составляющей модели был постулат о стабильном обменном курсе гривни по отношению к доллару США. Такой подход хорошо себя зарекомендовал в начале 2000-х годов, когда приток иностранного капитала был по ряду причин просто мизерным, властям нужно было наращивать валютные резервы после их практически полного истощения на фоне кризиса второй половины 1990-х годов и обуздывать инфляцию. С задачей наращивания резервов НБУ успешно справился - это стало одним из факторов обусловивших позитивное отношение инвесторов к экономике. С 2005 года приток инвестиций (прямых, портфельных) стал принимать местами черты горной лавины, однако, инфляционные скачки зачастили. Первый из них достиг пика в мае 2005-го на уровне 14,9%, второй - через три года в мае 2008-го на отметке 31,1% (к слову максимальный уровень за предыдущие почти 8 лет). Причиной тому взаимосвязь вышеуказанных факторов.
В марте этого года НБУ поступил правильно, фактически ликвидировав жесткую привязку обменного курса гривни к доллару США. Поскольку, она была, на наш взгляд, одним из передаточных механизмов, которые подталкивал внутренние цены вверх, как со стороны спроса, так и со стороны предложения, при широком вовлечении нашей экономики в международные потоки товаров и капиталов. Более высокая инфляция при стабильном номинальном курсе гривни увеличивала ее реальную стоимость, снижая тем самым конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с зарубежными и увеличивая дальнейшее увеличение спроса на импортные товары.
После сентября 2008-го глобальный финансовый мир превратился в организм с практически нефункционирующей кровеносной системой - банковский кредит стал дефицитом. Инвесторы, распродав свои рисковые активы на каскадно обрушившихся рынках, разместили свои средства в наиболее ликвидные государственные облигации развитых стран, что вызвало стремительное усиление валют США и Японии.
В этих условиях, направленность монетарной политики властей на более гибкий обменный курс должна сохраниться. По нашим ожиданиям, расчетное значение индекса реального курса гривни, что учитывает инфляцию и обменные курсы валют основных торговых партнеров Украины, существенно снизится в этом месяце, то есть в декабре 2008 года. Это предоставит украинским экспортерам конкурентные преимущества и впоследствии обеспечить рост промышленного производства. Вместе с охлаждением внутреннего спроса внешнеторговый оборот как минимум сбалансируется. Проблемы банковского сектора выглядят неминуемыми не только из-за изменения обменного курса, они скорее были заложены (запрограммированы) тем стремительным ростом, с которым распространялось кредитное дело у нас в стране (рост кредитов на уровне 70% не рассматривается как устойчивое явление в экономике). Неминуемы также проблемы для тех заемщиков, которые были максимально отягощены кредитами в валюте, которая не является валютой, в которой они получают доходы. Экономическая рецессия нанесет дополнительный удар по тем, чьи инвестиции, осуществленные за заемные средства, не оправдаются в срок. Первоочередное оздоровление банковского сектора, как главная государственная задача, должно обеспечить сохранность средств для вкладчиков, более скрупулезный подход к оценке рисков заемщиков и, в конечном итоге, обеспечить перетекание финансовых ресурсов в наиболее жизнеспособные проекты (на действующих и на новых предприятиях). Нынешнее ослабление обменного курса гривни уже вносит изменение в наши потребительские предпочтения, в целом, это закладывает фундамент для развития внутреннего производства товаров и услуг. А с течением времени, неминуемое оздоровление глобальной экономики даст импульс к спросу на украинские товары и услуги, возможно, уже нового качества и более высокой добавленной стоимости.
Признано, что обменные курсы существенно искажаются в условиях экономических стрессов, коим является нынешняя ситуация в Украине. На наш взгляд, НБУ показал за прошедший год должную самостоятельность в непростых политических условиях. Независимость НБУ нужно усилить для предотвращения новой "курсовой стабильности" (пусть и на текущем уровне), которая в долгосрочной перспективе будет благоприятной только для секторов, ориентированных на экспорт. При трезвой структурной и фискальной политике властей и открытости к инвестициям все новые витки давления на гривну в сторону ее ослабления самоустраняться, а перспективы укрепления номинального курс гривни станут не столь уж призрачными", - говорится в комментарии.