Торги без правил

Торги без правил

Торговля ценными бумагами в Украине невозможна без использования конфиденциальной информации. А это значит, что борьба с инсайдерами обречена на провал.

Прошедший первое чтение законопроект "О ценных бумагах и фондовом рынке" представляет собой слегка модифицированный вариант Закона "О ценных бумагах и фондовой бирже", принятого еще в начале 90-х прошлого века. У законодательного дежавю только одно отличие - впервые предпринята попытка внедрить в нормативно-правовую базу фондового рынка понятие "инсайдерская информация". А также расширить полномочия финансовых регуляторов, правоохранительных органов и судов по противодействию мошенничеству на фондовом рынке.

Дело пахнет миллионами

На мировых фондовых рынках проблема использования инсайдерской информации более чем актуальна. В последние годы увеличилось количество резонансных дел, когда крупные собственники компаний или участники фондовых рынков обвинялись в использовании информации инсайдеров с целью получения сверхприбылей. Некоторым из них удавалось занять первые строки в списках самых состоятельных людей планеты, правда, ненадолго. Рано или поздно они подвергались уголовному преследованию.

Злоупотребление инсайдерской информацией заставляет международных финансовых регуляторов предельно жестко подходить к раскрытию компаниями информации о своей деятельности и к использованию непубличной информации. В 2003 году Европейская комиссия утвердила директиву 2003/6/ЕС "Об инсайдерских сделках и манипулировании на рынке", установив более жесткие требования к распространению непубличной информации.

Торговля слухами

На постсоветском пространстве инсайд - весьма распространенная практика. К примеру, в начале прошлого года в России произошел скандал, когда некоторых участников рынка обвинили в использовании инсайдерской информации от агентства S&P о грядущем повышении суверенного рейтинга РФ до инвестиционного. Узнав об этом всего на несколько часов раньше официального заявления, торговцы смогли заработать сверхприбыль на резком скачке цен на суверенные и корпоративные облигации. Однако обвинения оказались бесполезными - Госдума пока так и не приняла закон "Об инсайдерской информации", который уже выносился на голосование.

В Украине почти вся торговля построена на инсайдерской информации. Особенно когда идет речь о поглощении отечественных компаний иностранцами. Как правило, скупка акций начинается задолго до того, как появляется официальная информация о грядущем поглощении. Менеджеры, приближенные к переговорным процессам, сообщают заинтересованным сторонам о результатах переговоров. А те в свою очередь принимают решение либо о покупке акций, если сделка будет совершена, либо о продаже, когда стороны не смогли найти общий язык. Обычно приход иностранного инвестора неизменно влечет за собой увеличение рыночной стоимости акций в разы.

Один из последних примеров - массовая скупка акций банка "Аваль" до того как стало известно о намерении австрийской группы "Райффайзен" приобрести над ним контроль. Из неофициальных источников некоторым торговцам удалось узнать до официального заявления австрийцев, что акции, принадлежащие миноритариям, будут выкуплены по той же цене, что и контрольный пакет. В результате ценные бумаги Аваля впервые в истории банковской системы стали одними из самых котируемых в ПФТС.

Нечто похожее происходит с акциями Укрсоцбанка. Бумаги банка еще в конце октября можно было купить по 1,5 грн за акцию. Но после того как фондовики узнали о возможной цене сделки по продаже контрольного пакета иностранному инвестору, заинтересованные лица стали скупать акции у мелких акционеров по 2 грн.

Играют инсайдеры и на понижение. Так в прошлом году произошло резкое снижение акций Нижнеднепровского трубопрокатного завода. После того как стало известно о проведении допэмиссии, котировки обвалились с 5-7 грн до 0,5-1,5 грн.

Но когда от бумаг избавлялись практически все участники рынка, один из банков скупал их по заниженной цене. Чуть позже акционеры передумали проводить допэмиссию, признав ее несостоявшейся, и стоимость бумаг вернулась на первоначальный уровень.

Конфиденциальный вакуум

Принятие законопроекта в нынешнем виде тоже не гарантирует искоренения использования конфиденциальной информации в корыстных целях. Во-первых, ни у Госкомиссии по ценным бумагам, ни у самих участников рынка пока нет четкого представления об инсайдерской информации. Законопроект предложил лишь критерии, по которым такую информацию можно определить. Это "необнародованная информация об эмитенте, его ценных бумагах и заключенных им договорах, обнародование которой может привести к существенному изменению цены". В то же время окончательное определение инсайда предложено устанавливать комиссии отдельным нормативным документом.

Во-вторых, непонятно как определить увеличение стоимости ценной бумаги вследствие использования инсайда, ведь по большому счету подавляющее большинство сделок заключается не в ПФТС или на биржах, а "по телефону". Соответственно, реальную стоимость бумаг узнать практически невозможно.

Борьба с инсайдом будет эффективной только в том случае, если на законодательном уровне удастся перевести всю телефонную торговлю на организованный рынок. Но пока парламентарии не спешат менять правила игры.

Указ президента, требующий от ГКЦБФР сосредоточить все торги на биржах, можно рассматривать лишь как декларацию о намерениях. Разработчики законопроекта предпочли не вписывать в документ президентские новации.

Самые состоятельные инсайдеры

Ларри Эллисон USD122 млн

Столько заплатит исполнительный директор Oracle Ларри Эллисон акционерам компании. Эллисон и финансовый директор Джефф Хенли продали ценные бумаги до того, как компания обнародовала данные о снижении прибылей. Впрочем, выплата этой суммы не сильно повлияет на состояние Эллисона ($17 млрд), входящего в первую пятерку богачей США по версии Forbes.

Иосиаки Цуцуми USD72 млн

В марте 2005 года японский олигарх Иосиаки Цуцуми (по версии Forbes, самый богатый человек мира в конце 80-х) был приговорен к двум с половиной годам тюремного заключения. Цуцуми заплатил взятку инсайдерам компании Seibu Railway, чтобы те занизили ее акционерный капитал. Фальсификация была разоблачена, однако инсайдеры успели проинформировать об этом Цуцуми заранее, что позволило тому продать свои активы и выручить $72 млн.

Джордж Сорос EUR2,2 млн

Заплатил Джордж Сорос за незаконное использование внутренней информации во время приватизации французского банка Societe Generale. Сорос приобрел на бирже пакеты акций четырех французских компаний и банков, в том числе и акции банка Societe Generale, а через месяц продал их, заработав сверхприбыль. Источниками информации о готовящемся поглощении, по версии обвинения, являлись советник правительства Франции и министр финансов.

ЭКСПЕРТиза

Что необходимо изменить в законопроекте "О ценных бумагах и фондовом рынке"?

Олег ШЕЙКО, председатель наблюдательного совета "Тройка Диалог Украина"

- Необходимо максимально приблизить законопроект к Директивам ЕС - четче прописать процедуры выпуска предприятиями евробондов, позволить торговать в Украине депозитарными расписками на акции отечественных эмитентов, усилить нормы, регламентирующие раскрытие информации эмитентами. Заключительными и переходными положениями необходимо внести изменения в Декрет "О системе валютного регулирования и контроля", которые позволили бы торговцам ценными бумагами цивилизованно и прозрачно обслуживать своих клиентов.

Максим КРИВОБОГОВ, начальник юридического департамента Concorde Capital

- Откорректировать процедуру публичного размещения ценных бумаг таким образом, чтобы регистрация объема размещенных через организованный рынок акций происходила в кратчайшие сроки, практически на следующий день после первичной продажи. И только по результатам подтвержденных объемов купленных акций. В этом случае у фондового рынка есть надежда на то, что эмитенты смогут успешно размещать свои дополнительные эмиссии через биржи.

Текст: Игорь Наумец
ДОСТУП ДО ФІНАНСОВИХ РИНКІВ ТА АНАЛІТИЦІ В РЕЖИМІ ОНЛАЙН
зареєструйтеся та отримайте 7 днів безкоштовно
Реєстрація
asd