Экстренные меры финансовых властей США предпринимаются на фоне снижения полномочий президентов федеральных резервных банков (ФРБ), сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на мнение экспертов.
Полномочия глав региональных ФРБ, а их в США 12, за последние два месяца были de facto сокращены до минимума, поскольку совет управляющих ФРС во главе со своим председателем Беном Бернанке принимал все решения об экстренных мерах в ходе кризиса в Вашингтоне.
"Совет управляющих ФРС узурпировал полномочия, - считает бывший президент ФРБ Сент-Луиса Уильям Пул. - Об этих резких изменениях политики не объявлялось, их даже не признают".
Б.Бернанке должен обеспечить консенсус в рамках Комитета по открытым рынкам (FOMC) ФРС, в который на постоянной основе входят семь членов совета управляющих ФРС (включая председателя), президент ФРБ Нью-Йорка, остальные 4 места по очереди занимают главы оставшихся 11 Федеральных резервных банков сроком на 1 год. В 2008 году временные места в FOMC занимают главы ФРБ Далласа, Кливленда, Миннеаполиса и Филадельфии.
В прошлом месяце главам ФРБ сообщили о новой 600-миллиардной программе помощи рынку жилья в ходе селекторного совещания. Голосование по новой программе не проводилось, хотя обычно решения по таким инициативам принимаются либо на заседании FOMC, либо главами ФРБ и советом управляющих ФРС в полном составе, отмечает International Herald Tribune.
"Если бы я сейчас был президентом регионального федерального банка, мои полномочия были бы значительно уменьшены, - уверен бывший топ-менеджер нью-йоркского ФРБ и глава отдела экономических исследований Barclays Capital Этан Харрис. - Я рассматриваю действия совета управляющих как использование чрезвычайных полномочий "военного" времени".
Изначально президенты федеральных резервных банков должны были стать сдерживающей силой, которая при необходимости ограничивала бы полномочия совета управляющих ФРС, и в прошлом они неоднократно спорили с главами ФРС и могли настоять на принятии тех решений, которые они считали более правильными. Однако сейчас эта ситуация изменилась, и некоторые эксперты опасаются, что характерная для Соединенных Штатов система "сдержек и противовесов" может отмереть в сфере кредитно-денежного регулирования к исходу кризиса.