Социальная жесть от МВФ

До конца июня Украина получит третий транш кредита МВФ в размере $3,31 млрд. И будет жить на эти деньги до ноября, пока не придет последняя в текущем году порция вливаний - $3,9 млрд. СМИ много пишут о том, что страна должна сделать для получения летнего транша, и ни слова, почему МВФ перенес четвертый транш с августа на конец осени. Ответ на этот вопрос мы нашли в документах, которыми располагает редакция: цена последнего транша - это повышение пенсионного возраста, сокращение льгот и другие непопулярные меры, принять которые можно только после выборов…
Раздобытый нами документ называется "План действий по реализации Меморандума об экономической и финансовой политике, заключенного в рамках сотрудничества Украины с Международным валютным фондом". Это только шесть страниц текста в виде таблицы за подписью Виктора Ющенко, направленного Юлии Тимошенко для безусловного выполнения. Такая форма переписки - лишь процедура, а суть - в 21-м пункте, изложенном под рубриками: "Меры, которые необходимо принять к следующему пересмотру программы в июне" и "Меры, которые необходимо реализовать для исполнения Меморандума в дальнейшем".

Кроме уже состоявшейся по требованию МВФ отмены моратория на досрочное изъятие депозитов, в стадии выполнения сейчас первые четыре пункта Плана действий. Заканчивается аудит Национального банка международными ревизорами (после кражи денег Фонда в 1999 году там предпочитают доверять, но проверять самолично). Проект закона о раскрытии Нацбанком информации о реальных собственниках крупных пакетов акций коммерческих банков уже проголосован в Верховной Раде и готовится к окончательному чтению. Для очень многих товарищей с депутатскими мандатами это подобно "самокастрации", но, как шутят в кулуарах, от судьбы, может, и уйдешь, а от требований МВФ - нет.

В разделе "произвольной программы" - требование до 1 июля внести изменения в Закон "О восстановлении платежеспособности должника или об объявлении его банкротом", как здесь сказано - "для облегчения добровольного внесудебного оздоровления и путем уменьшения объема чрезмерных исков". Это второй неплохой подарок населению от МВФ, помимо моратория.

Генеральный директор Консультационного центра по вопросам банкротства Анатолий Родзинский полагает, что речь идет о введении в Украине давно распространенного в США и Европе механизма банкротства физических лиц, а также механизма полного погашения кредита путем добровольной передачи заемщиками банкам залогового имущества.

Как известно, некоторые банки ввиду падения цен на недвижимость пытаются требовать доплаты между нынешней стоимостью квартиры (которую они забирают за долги) и той, что была раньше. МВФ эту лавочку прикрывает.

"Поскольку в соответствии с мировой практикой именно на банках лежит ответственность оценки всех рисков при выдаче кредита, в том числе стоимости залога, а также финансового состояния заемщика, если банк ошибся в своей оценке, он должен принять по требованию заемщика в собственность объект залога, полностью погасив, таким образом, его кредит. А если текущая стоимость объекта залога меньше задолженности заемщика, то банк обязан отнести эту разницу себе на убытки, а не делать из заемщика пожизненного должника банка…", - говорит Родзинский.

Впрочем, на этом добрые дела Фонда заканчиваются, и начинается "социальная жесть". Пункт 14 прозрачно намекает на повышение пенсионного возраста и проведение пенсионной реформы. Цитируем: "Мы примем пенсионную реформу, которая обеспечит долгосрочную стабильность пенсионной системы. Меры в контексте этой реформы могут среди прочего предусматривать постепенную отмену льгот по уплате сборов на пенсионное страхование для отдельных налогоплательщиков; постепенное приведение специальных пенсий в соответствие с общей системной формулой; определение пенсионного возраста с учетом развития демографической ситуации и состояния увеличения продолжительности жизни в Украине". Необходимые законопроекты должны вноситься в парламент еще до 1 июля.

За мнением, что здесь хорошо, а что - не очень, мы обратились к знающему человеку. Председатель Федерации профсоюзов Украины (ФПУ), народный депутат Василий Хара говорит, что позиция Федерации всегда была однозначной: пенсии для всех категорий граждан должны определяться по единым принципам - в зависимости от продолжительности страхового стажа и размера получаемой заработной платы, с которой платились взносы на пенсионное обеспечение. В дальнейшем это было поддержано указами Президента, Стратегией развития пенсионной системы (2005 год), утвержденной Кабинетом министров Украины, и другими документами.

Категоричен он и в части отмены льгот: "Правительство уже несколько лет подряд старается реформировать систему предоставления льгот, повысить ее эффективность и усилить адресность, однако пути выбраны не очень эффективные. Принципиальной позицией профсоюзов является то, что при упорядочивании системы предоставления льгот не должно допускаться сужение содержания или объема установленных прав, как того требует статья 22 Конституции Украины. Именно поэтому ФПУ настаивает на сохранении существующих льгот, особенно для ветеранов труда и войны, поскольку общеизвестно, что государство не имеет средств, чтобы компенсировать льготы деньгами, и поэтому сейчас "монетаризация" льгот не даст ожидаемого результата и людям будет жить еще хуже", - говорит он.

Что же касается повышения пенсионного возраста, то здесь лидер профсоюзов советует, как минимум, не торопиться и все обдумать. "Вопрос повышения пенсионного возраста в Украине уже обсуждается более 15 лет. Предлагались разные варианты повышения пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин. Более того, при подготовке в 2000-2003 годах проекта Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" планировалось установить пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин - 65 лет. Указанные предложения не нашли поддержки в обществе, в том числе со стороны профсоюзов.

Бесспорно, сегодня действительно демографическая ситуация в Украине весьма непростая - на каждого пенсионера приходится приблизительно 1,3 работника. Это очень мало. Однако это не единственная причина сложного финансового состояния пенсионной системы. Основные резервы находятся в плоскости вопросов легализации зарплаты и ее повышения, ведь пенсионные взносы напрямую зависят от размера Фонда оплаты труда. По оценкам ФПУ, при увеличении размера Фонда оплаты труда вдвое, поступления в Пенсионный фонд вырастут на 80-100 млн. грн., притом что годовой бюджет Фонда сегодня составляет 150-160 млн. грн. А комплекс дополнительных мероприятий по улучшению уровня жизни населения позволит увеличить количество работающих на треть, что положительно отобразится на финансовом состоянии ПФ и уровне пенсионного обеспечения без повышения пенсионного возраста", - заключает Василий Хара.

Что ж, МВФ можно понять - он не благотворительная организация и заинтересован в возврате своих денег. Поэтому чисто математически высчитывает, где их можно добыть (например, за счет льгот и пенсионеров). В то же время есть и другие рецепты, которые Украина могла бы предлагать и применять, не опасаясь, что Фонд будет против.

Скажем, чем вводить, а затем отменять по требованию Фонда ограничения импорта (п. 20 перечня мер) или в условиях кризиса проводить реформу налогообложения, в частности администрирования НДС (п. 17, соответствующие проекты должны быть уже в Верховной Раде), достаточно убрать коррупцию из Налоговой и Таможни и навести там цивилизованный порядок. Если мы не можем сделать это сами, нужно пригласить "варягов".

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко полагает, что следует позаимствовать опыт Болгарии, которая в 2001 году пригласила к себе в страну специалистов частной международной компании по развитию Crown Agents из Великобритании и отдала им в управление… Таможню. "В целом в Болгарии проблема коррупции не искоренена, но на Таможне там коррупции нет, - говорит он. - Уверен, что для начала необходимо заключить аналогичное соглашение для управления украинскими таможенными учреждениями. Причем процесс следует начать немедленно, и первоначальный договор должен быть подписан как минимум на два года. После получения и оценки первых результатов возможно заключить новый договор - на управление Налоговой администрацией Украины. Расходы на выполнение данного договора могут быть компенсированы такими международными организациями, как Всемирный банк или ЕБРР, либо за счет финансовой помощи от Агентства по международному развитию (Великобритания) или технической помощи от Европейского Союза…".

Управляющий партнер аудиторской фирмы Alt Игорь Белойван уверен, что вопрос возможного внешнего управления Таможенной и Налоговой администрациями в Украине является сугубо политическим. "Такое решение, очевидно, может быть принято только под внешним политическим или экономическим давлением. Так, например, Европейская комиссия может поставить этот вопрос одним из условий дальнейшего интегрирования Украины в ЕС. Однако в ближайшей перспективе внешнее управление ни Таможенной, ни Налоговой администрациям не грозит, - считает он. - Две вышеперечисленные институции формируют доходную часть украинского бюджета на 90%, поэтому передача их под внешнее управление имела бы намного более серьезные последствия, чем, например, передача ГТС Украины под внешнее управление "Газпрому" или международному консорциуму. А вот если бы ГНАУ согласилась на внешний контроль со стороны этих независимых внешних экспертов, такое сотрудничество, безусловно, принесло бы положительные результаты. Скажем, в состав каждой группы инспекторов, проверяющих конкретное предприятие, может входить и один международный эксперт. Каждое исходящее письмо или разъяснение ГНАУ может визироваться соответствующим органом той фирмы, которая осуществляет контроль. Профессионалы такой фирмы вместе с ГНАУ могли бы разработать изменения в текущее налоговое законодательство и, что самое главное, наладить механизм его постоянного обновления по мере выявления практических изъянов", - подытоживает аудитор.

Впрочем, не одним внешним управлением можно навести предварительный порядок в управлении. По мнению Олега Устенко, необходимо немедленное снижение регуляторного бремени на частный сектор. Чтобы избавиться от устаревших и рудиментарных законов и нормативных актов, которые вредят конкуренции, допускают чрезмерное вмешательство государства в экономическую деятельность и необоснованно повышают затраты на ведение бизнеса в Украине. Нужно запустить всестороннюю программу по борьбе с коррупцией под руководством и надзором Интерпола. Наконец, пора снять мораторий на продажу земли, что должно послать сигнал инвесторам: украинское руководство привержено реформам, и курс на построение цивилизованной экономики не будет зависеть от политических баталий. Но пока это лишь рекомендации.

Галина МОИСЕЕВА, Алина МОРОЗЮК (Киевский ТелеграфЪ, № 24, 19-25 июня 2009)
ДОСТУП ДО ФІНАНСОВИХ РИНКІВ ТА АНАЛІТИЦІ В РЕЖИМІ ОНЛАЙН
зареєструйтеся та отримайте 7 днів безкоштовно
Реєстрація
asd