24 января 2007 г. В 2006 г. кредитоспособность региональных и местных органов власти (РМОВ) стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) продолжала улучшаться. Позитивные тенденции поддерживаются высокими, хотя и замедляющимися, темпами роста доходов вследствие развития экономики и повышения уровня благосостояния населения. Эти выводы были сделаны в опубликованном сегодня отчете Standard & Poor’s «Обзор сектора: Региональные и местные органы власти Центральной и Восточной Европы».
«Улучшение кредитоспособности поддерживается высокими, хотя и замедляющимися, темпами роста доходов вследствие развития экономики и повышения уровня благосостояния населения. У всех РМОВ, за исключением болгарских городов, это привело к высоким показателям исполнения бюджета, а также позволило большинству из них аккумулировать запасы денежных средств или поддерживать капитальные расходы на высоком уровнем без существенного накопления долга, — отметил кредитный аналитик Standard & Poor’s Феликс Эйгель. — Тем не менее сдерживающее влияние на уровень кредитоспособности и кредитных рейтингов РМОВ региона ЦВЕ по-прежнему оказывают низкая финансовая гибкость вследствие необходимости повышать качество государственных услуг и решать вопросы, связанные с недостаточным развитием инфраструктуры, а также развивающиеся межбюджетные отношения и в основном невысокое — ниже среднего уровня, хотя и повышающееся, качество финансового менеджмента».
Все более распространенным явлением становится перевод заимствований с бюджетов РМОВ на балансы муниципальных и региональных предприятий. Это оборачивается ростом условных обязательств, но риск может быть смягчен за счет усиления контроля над предприятиями и уровнем долга в целом.
«В среднесрочной перспективе кредитоспособность РМОВ стран ЦВЕ, вероятнее всего, будет повышаться. Поскольку 12 рейтингов из 47 имеют прогноз «Позитивный», в ближайшие два года могут быть повышены рейтинги многих РМОВ, главным образом в России и Болгарии», — подчеркнул г-н Эйгель.
Наиболее вероятными факторами позитивных рейтинговых действий для российских РМОВ станут стабилизация межбюджетных отношений, повышение качества управления и модернизация инфраструктуры. Однако относительно слабая система выравнивания бюджетной обеспеченности приведет к более значительному расхождению показателей кредитоспособности российских РМОВ. Положительная тенденция в отношении рейтингов болгарских городов будет зависеть от постепенной децентрализации; этот процесс в сочетании с устойчивым экономическим ростом может привести к более высоким текущим показателям исполнения бюджета в 2007-2008 гг.
В среднесрочной перспективе рейтинги большинства экономических центров стран ЦВЕ, а также чешских и польских городов, вероятнее всего, будут следовать динамике развития суверенных рейтингов соответствующих стран. Это произойдет при условии дальнейшей стабилизации финансовых систем и повышения качества финансового управления РМОВ, особенно в таких направлениях, как долгосрочное планирование, реализация масштабных инвестиционных проектов и контроль за условными обязательствами.
«Выполнение наиболее актуальных инфраструктурных проектов обусловит постепенное улучшение балансов бюджета и стабилизацию или даже сокращение долговой нагрузки чешских и польских городов, — заявил г-н Эйгель. — Российские, украинские и болгарские РМОВ, а также столичные города и экономические центры других стран ЦВЕ, вероятнее всего, продемонстрируют противоположную тенденцию, поскольку им придется продолжать (или начинать) выполнение масштабных программ модернизации инфраструктуры, которые потребуют финансирования за счет долга».