В среду доллар удивил многих: он вырос настолько, что пробил серьезную психологическую отметку 1,19 за евро и приблизился к годовому максимуму - 1,1817 за евро. Этому способствовали заявления чиновников ФРС о дальнейшем повышении ставок в США и серьезный приток капитала в американские активы. Однако доллару не удалось закрепиться на новых уровнях: на отметке 1,19 инвесторы начали активно скупать подешевевший евро. С одной стороны, эксперты не волнуются за судьбу американской валюты: высокие ставки в США обеспечат ей благосклонность инвесторов всего мира. В проигрыше останутся в основном развивающиеся рынки, которым все тяжелее тягаться с США по соотношению риск/доходность. Но с другой стороны, от валюты США не ждут и новых рекордов. Дело в том, что спрос на евро довольно высок - в первую очередь со стороны национальных банков, желающих <разбавить> свои валютные резервы. Поэтому при любом удешевлении европейскую валюту начинают активно покупать. В итоге, полагают экономисты, в ближайшие полгода доллар будет торговаться на уровне 1,20-1,25 за евро.
Утро среды началось с того, что доллар одним махом вырос с уровня около 1,1930 за евро до 1,1874 за евро. <В среду курс евро к доллару направился в сторону годового минимума - 1,1817, но немного не дошел до него>, - сказал RBC daily эксперт по валютной стратегии банка BNP Paribas Иан Станнард (Ian Stannard). С начала недели рост американской валюты выглядел еще более впечатляющим: еще в понедельник за евро давали 1,2124 доллара. Однако торжество <зеленого> продолжалось недолго. Всего за пять часов он вернулся на уровни вторника и торговался по 1,1978 за евро. Повод для мощного роста американской валюты на этой неделе довольно очевиден. Во вторник в США были опубликованы данные по росту цен производителей (PPI) в сентябре, оказавшиеся рекордными за 15 лет. Рост цен составил целых 1,9% против ожидавшихся рынком 1,2%. Это было воспринято как несомненный сигнал к дальнейшему повышению учетной ставки Федеральной резервной системы (ФРС). Надежды инвесторов целиком подтвердились благодаря выступлению президента Федерального Резервного Банка Сан-Франциско Джанет Йеллен.
<ФРС, вероятно, должна продолжать повышать ставку, однако представления о <нейтральном> уровне учетной ставки несколько изменились. Теперь уже <нейтральным> видится не прежний уровень - 4,25%, а уровень, примерно равный 5,5%>, - заявила г-жа Йеллен. Она также отметила, что ФРС не повторит ошибок, допущенных в семидесятых годах, когда мягкая денежная политика привела к гиперинфляции. Инвесторы отреагировали моментально: они ринулись покупать доллары. Эти настроения вполне оправданы, ведь высокие ставки ФРС означают высокую доходность долларовых активов. <На сегодняшний день экономика США является довольно высокодоходной. Если вы глобальный инвестор, ищущий высокие доходности при умеренных рисках, вы вероятнее всего выберете американские активы, - сказал RBC daily эксперт по экономике США группы Allianz Дэвид Миллекер (David Milleker). - Ведь США - это единственная страна, суверенные бумаги которой дают высокую доходность при рейтинге ААА>.
Впрочем, инвесторы оценили все преимущества вложений в американские бумаги еще летом. Так, во вторник казначейство опубликовало данные по притоку иностранного капитала в США (Treasury International Capital). Объем чистых инвестиций в американские активы в августе увеличился на 4% - до 91,3 млрд долл., что почти в полтора раза превышает ожидания рынка. Рост вложений в американские активы длится уже пять месяцев подряд - дольше, чем когда бы то ни было за последние 20 лет. Причем во многом столь мощный приток капитала объяснялся настроениями не иностранных, а американских инвесторов. В августе они впервые с марта 2004 г. продали больше иностранных бумаг, чем купили, причем разница оказалась довольно серьезной: 3,5 млрд долл. За счет такого <патриотизма> приток капитала в США оказался большим, несмотря на апатию национальных банков к покупке доллара. В августе они купили 4,4 млрд долл. - ничто в сравнении с покупками, наблюдавшимися год назад.
Дэвид Миллекер отмечает, что американские инвесторы просто-напросто поступают так же, как их зарубежные коллеги: следят за повышением ставок ФРС. <Подобной логикой руководствуются многие инвесторы по всему миру, и у их американских коллег нет никаких оснований действовать по-иному>, - отмечает он. Интересно, что в проигрыше останутся развивающиеся рынки, в том числе Россия, но не Евросоюз. <Исторический опыт говорит, что когда ФРС повышает ставки, это оказывает колоссальное давление на развивающиеся рынки, - говорит г-н Миллекер. - Поэтому вполне логично понемногу выходить из активов на них>. Евро не пострадает по той простой причине, что теперь спрос на него обеспечивают в основном национальные банки разных стран мира. В свое время их поддержка помогала доллару, теперь же ситуация прямо противоположная. <Евро находит серьезную поддержку, приближаясь к уровням годового минимума, - констатирует Иан Станнард. - Спрос со стороны национальных банков неудивителен, поскольку известно, что они ведут диверсификацию своих портфелей в пользу евро. А столь низкий курс европейской валюты предоставляет отличные возможности для покупок>.
Таким образом, в течение как минимум нескольких месяцев спрос на доллар со стороны частных инвесторов и спрос на евро со стороны национальных банков будут уравновешивать друг друга. Доллар может предпринимать попытки прорваться за пределы 1,19 за евро, но они вряд ли увенчаются успехом. По мнению г-на Станнарда, доллар станет в ближайшее время балансировать в районе 1,21 за евро. Не будет, впрочем, и серьезной угрозы ослабления американской валюты. <Есть два довода против падения доллара. Во-первых, с точки зрения притока капитала американская экономика чувствует себя очень хорошо. А во-вторых, разница в доходностях в пользу бумаг США делает ее весьма привлекательной, - отмечает Дэвид Миллекер. - Падение доллара может быть вызвано только резким снижением деловой активности в США, что при нынешнем положении вещей маловероятно>. По мнению эксперта группы Allianz, в ближайшие полгода курс американской валюты будет колебаться в пределах 1,20-1,25 за евро.
Антон Попов