Новому украинскому парламенту придется решать множество задач, одна из которых - развитие финансового рынка. Заместитель главы Совета Ассоциации украинских банков Станислав Аржевитин рассказал <ЭИ>, как эта структура будет лоббировать интересы банковской системы в парламенте.
- Что должен сделать новый парламент, в первую очередь, для стимулирования развития финансовых рынков?
- Развивать фондовый рынок. И, в первую очередь, необходимо обеспечить четкую легальную форму собственности. Ведь фондовый рынок работает только тогда, когда четко расписано, кто является собственником, кому он продает и сколько. Это тема легализации всей экономики, которую нужно поднимать. Взять, к примеру, банковскую систему. Хотя ее и называют <кровеносной системой>, но чтобы перенаправить финансовые потоки, ее возможностей не хватает. А фондовый рынок - это тот инструмент, который обеспечит перетекание капитала из одной отрасли в другую.
- Нацбанк сам признается, что не знает 2/3 собственников украинских банков. Ожидаете ли Вы, что в этом году удастся обязать акционеров раскрывать свое участие в капитале банков?
- Для того чтобы заставить банки раскрыть свои реестры акционеров, необходимо вносить изменения в Закон <О банках и банковской деятельности>. Но я даже не надеюсь, что такое изменение пройдет через ВР. К сожалению, сейчас воля собственников многих украинских банков намного сильнее воли Нацбанка. Кроме того, в такой постановке вопроса есть потенциальный риск. Вы думаете, НБУ не понимает, что если сейчас жестко <почистить> инсайдеров, то некоторые банки просто попадают... Как коробка из-под конфет - конфеты съедают, а оболочку выбрасывают.
- Какие законодательные проблемы требуют первоочередного решения?
- Во-первых, 1,3% отчисления в ПФ с купли-продажи безналичной валюты. Сначала нам говорили, что не хватает денег, и это временно. Теперь деньги есть, а нас присадили на <иглу>. Во-вторых, хотелось, чтобы в Гражданский Кодекс были внесены изменения, запрещающие досрочное изъятие депозитов населением, когда в стране форс-мажорные обстоятельства. Раз у нас постоянные форс-мажоры, то нужен мораторий на законодательном уровне. В-третьих, необходимо менять Закон <О платежных системах и переводе денег в Украине>. Было бы разумно, чтобы платежи уходили на следующий день. А у нас сейчас демпинговая система (сейчас платежи уходят день в день), которая зачастую приводит к различным проблемам.
В-четвертых, нужно ускорить процедуру повышения капитализации. С одной стороны, НБУ банки подгоняет, а с другой - по шесть месяцев регистрирует изменения в капитале и привлечение субординированного долга.
- Как Вы относитесь к идее ограничить доступ в Украину иностранного банковского капитала?
- В стране еще недостаточно инструментов для использования отечественного капитала. Нужно этим заниматься, фондовый рынок развивать. Тогда и не будет такой нужды в иностранном капитале. И можно будет сохранить национальную экономику и банковскую систему. Иначе потом будет уже поздно. АУБ стоит на позиции: не более 30% иностранного капитала в банковской системе страны. НБУ не против повысить этот порог до 50%. Но дело в том, что нынешние 25% - это официальная статистика. Никто не может посчитать, сколько скрытого иностранного капитала сидит в наших банках. Я думаю, если глубоко копнуть, то 30% - чистый иностранный капитал, и еще 30% - скрытый. Поэтому было бы очень хорошо, если бы удалось сохранить 40-45% чисто украинского капитала в банковской системе.
- Ожидаете ли Вы смены главы Нацбанка после выборов?
- Сказать, что к Владимиру Стельмаху были резкие замечания Президента и что нужно менять главу НБУ, нельзя. Я думаю, все будет зависеть от того, будет ли кандидатура главы НБУ рассматриваться в политической плоскости, попадет ли этот пост под <раздачу слонов>. Кто бы ни стал главой НБУ, я уверен, Виктор Ющенко не допустит, чтобы центробанк использовался как инструмент распределения сфер влияния.
Александр ДУБИНСКИЙ