Как стало известно "i", представительство в Украине намерен открыть первый банк из Японии - Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd. Японцы хотят заниматься кредитованием инфраструктурных проектов
Об этом "i" сообщил высокопоставленный источник в правительстве, пожелавший остаться неназванным. По его словам, в Украине японцев интересует организация займов для Минтранса и синдикатов для финансовых учреждений. <По моим сведениям, Bank of Tokyo-Mitsubishi с марта месяца ведет переговоры с Минтрансом о кредитовании строительства дороги Луганск - Львов. Их представители встречались с министром транспорта Николаем Рудьковским>,- рассказал чиновник. По его словам, японский банк в нашей стране также интересует организация кредитов для других финансово-кредитных учреждений в японской иене и консультирование японских автопроизводителей, которым интересен украинский рынок. По аналогичной схеме японский банк выходил и на российский рынок: сначала открыл представительство, а менее чем через год - дочерний банк.
Банки и предприятия могут проявить заинтересованность в кредитовании в японских иенах (достаточно дешевые займы, т.к. учетная ставка Банка Японии сейчас составляет 0,5%) только после появления в нашей стране работающего рынка длинных деривативов, которые бы позволили заемщикам хеджировать курсовые риски. Пока же японская валюта не является особенно интересным финансовым пассивом для украинских банков. <Если бы иена существовала отдельно от мирового пространства и стоила 1,5% годовых - кредитование в ней, безусловно, было бы интересно всем. Однако иена существует в мировом финансовом пространстве и занимая ее под 1,5%, мы должны учитывать ее поведение по отношению к доллару>,- объясняет первый заместитель председателя правления банка <Финансы и Кредит> Сергей Борисов.
Банкир привел простой пример: в июле курс составлял 122 иены за доллар. Заемщик, одолживший миллион долларов под 1,5%, в сентябре был вынужден делать платеж по кредиту уже по курсу 114 иен за доллар. В результате, с учетом курсовой разницы, стоимость кредита в иенах составила 8,4%. Банкир обращает внимание, что для хеджирования курсовых рисков украинские компании могут воспользоваться только форвардными контрактами. Фьючерсы и опционы купить уже нельзя - их просто нет. <Форвард же учитывает разницу в базовых процентных ставках между валютами, поэтому его покупкой можно лишь зафиксировать курс выхода. Таким образом, можно только рассчитать свои итоговые расходы на погашение займа>,- резюмирует Сергей Борисов.
Коллегу поддерживает и глава представительства банка NLB в Украине Антон Сергеев. <Стоимость ресурсов уже запрограммирована в валюте. Рынок сразу дисконтирует курсовые изменения, поэтому особых возможностей для арбитража нет. То есть любой другой крупный банк может брать ресурсы в иене и творить чудеса на украинском рынке. Поэтому особых преимуществ у японского банка не будет>,- говорит Антон Сергеев.
По его словам, более интересной сферой деятельности для Bank of Tokyo-Mitsubishi будут инфраструктурные проекты. Например, инвестиции в реконструкцию аэропортов, в которых заинтересованы японцы. <Если какой-то банк займется обслуживанием украинско-японского бизнеса, то это уже достаточно серьезныйсегмент рынка>,- утверждает банкир. При этом Антон Сергеев не видит у Bank of Tokyo-Mitsubishi особых перспектив на рынке розничного кредитования. <Я не думаю, что японский банк в силу своего менталитета станет серьезным конкурентом для европейских банков на украинском розничном рынке>,- резюмирует финансист.
Bank of Tokyo-Mitsubishi образован в апреле 1996 г. в результате слияния Bank of Tokyo и Mitsubishi Bank. В апреле 2005 г. после объединения с UFJ Holdings Inc. был образован Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd. Филиальная сеть банка включает 672 отделения в Японии и 113 за рубежом. Дочерние банки группы работают в Польше и Чехии. В ноябре 2004 г. совет директоров банка принял решение об учреждении дочернего банка в России.
Александр ДУБИНСКИЙ