Полная адаптация. Обзор экономической ситуации в мае и прогноз на июнь 2009г.

К окончанию весны национальная экономика уже практически полностью адаптировалась к кризисным условиям и вплотную подошла к следующей фазе своего экономического цикла – депрессии, после чего, спустя три-четыре месяца в случае эффективных антикризисных мер украинских властей можно ожидать постепенный отраслевой рост, что будет способствовать и улучшению основных макропоказателей в стране.
Вместе с тем, если правительственные антикризисные мероприятия окажутся неэффективными или на внешних товарных рынках рецессия затянется еще на 3-4 квартала, тогда у украинской экономики появятся весьма реальные перспективы либо для длительной многомесячной стагнации, либо при крайне неблагоприятных макроэкономических условиях - для дальнейшего серьезного спада в производстве и масштабной экономической деградации.

В целом текущее состояние украинской экономики можно охарактеризовать как хрупкое и нестабильное, причем весомых аргументов, как для среднесрочного, так и долгосрочного оптимизма существует немного.

По мнению заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валерия Новицкого даже выход из нынешнего кризиса не сулит нашей стране ничего хорошего.

Для таких пессимистичных оценок существует целый ряд объективных причин, главная из которых – крайне энергоемкое производство третьего уклада, которое сохраняется в Украине уже больше 20 лет (в то время как развитые страны мира уже перешли на производство пятого-шестого уклада), а также высокая стоимость российского газа для Украины.

Отсутствие серьезных программ энергосбережения, устаревшие технологии и дорогой газ делают украинское производство неконкурентоспособным.

Украина, которая в 1980-х опережала Польшу по всем макроэкономическим показателям, сегодня имеет в три раза меньший ВВП, чем у Польши, и при этом потребляет в пять раз больше газа.

Никакая цена на газ не волновала бы нас в настоящее время, если бы Украина хотя бы с 1992 года начала внедрять масштабные программы энергосбережения, как все это время делал практически весь цивилизованный мир.

Уже в третьем квартале нынешнего года у украинского правительства возникнут проблемы по расчетам за российский газ, а в отношении планового наполнения действующего государственного бюджета просто не существует каких-либо радужных перспектив.

Из нынешнего кризиса большинство стран выйдут с новым технологическим укладом и новой конкурентной экономикой, тогда как Украина останется либо со своим производством третьего уклада или в лучшем случае станет исключительно аграрной страной.

На протяжении всех весенних месяцев на мировых товарно-сырьевых рынках сохранялся низкий спрос на продукцию украинских экспортеров, а банки были не в состоянии в необходимых объемах кредитовать реальный сектор экономики, что не дает украинским производствам достаточных ресурсных возможностей для модернизации и провоцирует дальнейшую макроэкономическую нестабильность в стране.

Ситуация в украинской экономики усугубляется отчасти и из-за того, что по объективным и субъективным причинам профильные государственные институции продолжают откладывать решение накопившихся проблем системного характера либо до окончания проведения очередных президентских выборов, либо вообще на после кризисный период.

Получив 14 мая второй транш кредита Международного валютного фонда в размере 1,9 млрд. SDR ($2,8 млрд.), украинское правительство распределило его в равных пропорциях на пополнение валютных резервов Национального банка и покрытие дефицита бюджета, предусматривающее плановое обеспечение выплат по внешним долгам Украины.

В нынешнем госбюджете на обслуживание внешнего долга заложено 12,93 млрд. грн. (по официальному курсу НБУ порядка $1,68 млрд.).

Таким образом, кредит МВФ практически полностью снимает вероятность суверенного дефолта Украины в 2009 году по внешним обязательствам, но никоим образом не решает вопрос с реанимационной деятельностью в реальном сегменте экономики, которую и должны реализовать исключительно системные антикризисные действия правительства, в том числе и срочное оздоровление банковской системы.

В рамках получения второго кредитного транша по договоренности с МВФ, Нацбанк уже принял ряд постановлений, которыми установил двухпроцентное отклонение официального курса гривны от средневзвешенного курса на межбанке (#264), сократил максимальный срок рефинансирования с 365 до 90 дней (#259), одновременно уменьшив список обеспечения под государственное рефинансирование.

Непосредственно правительство взяло на себя обязательства в рамках программы stand by сконцентрировать основные усилия на следующих направлениях: фискальная политика (удержание дефицита госбюджета на приемлемом уровне), гибкий обменный курс (смягчение влияния на экономику внешних шоков) и реструктуризация банковского сектора (восстановление его финансовой стабильности и последующее наращивания кредитования).

В свою очередь МВФ также пошел на уступки Кабинету Министров, согласившись с дефицитом госбюджета-2009 в размере 4% от размера ВВП.

Следующий третий транш в рамках программы stand buy Украина рассчитывает получить уже в июне месяце.

Однако для его получения, правительству и Национальному банку придется продолжать осуществлять реформы, предусмотренные программой сотрудничества с МВФ.

В частности для получения очередного кредитного перевода от МВФ в размере 2,125 млрд. SDR (свыше $3 млрд.), Украине придется реформировать совет НБУ, обнародовать информацию о реальных собственниках банков, снять ограничения по объему купли-продажи валюты и досрочному изъятию депозитов.

Украинское правительство будет обязано облегчить процедуру банкротства в Украине, разработать поквартальный график повышения цен на газ для предприятий и населения, ликвидировать дублирование льгот по оплате услуг ЖКХ, а транспортные льготы на проезд ограничить уровнем доходов населения, кроме того, снять все существующие таможенные ограничения на импортную продукцию.

Таким образом, Международный валютный фонд в рамках выделения очередного транша для дальнейшего кредитования украинского правительства, продолжит настаивать на поэтапном сокращении существующих в Украине социальных льгот и снижении внутренней долговой нагрузки на госбюджет.

Тем не менее, правительство Ю. Тимошенко в канун президентских выборов будет всяческим образом стараться не проводить непопулярные мероприятия, которые могут существенно повредить политическим рейтингам премьер-министра и отложить проведение масштабных социально-бюджетных реформ уже на 2010 год, когда президентская компания будет завершена.

Руководство Госкомстата еще в апреле сообщило, что обнародуют предварительные агрегированные результаты квартальной деятельности украинской экономики с января по март по истечении 45 дней (в середине мая), а окончательный данные будут обнародованы по истечении 90 дней со дня окончания первого квартала, т.е. к окончанию первого полугодия или в начале июля.

В начале мая Министр экономики Б. Данилишин также подтвердил, что основные макроэкономические показатели за первый квартал 2009 г. украинская общественность узнает в конце мая - начале июня текущего года.

Несмотря на сделанные ранее обещания руководителями Госкомстата и Минэкономики публикация предварительных итогов полученного ВВП за первый квартал была отложена уже на июль 2009 года по распоряжению правительства, а текущая информация по статистическим и бюджетным данным была официально засекречена.

Данное решение фактически подтвердило ранее озвученное экспертное мнение, что результаты работы украинской экономики в первом квартале оказались весьма плачевными и сделанные экономистами предварительные оценки о падении украинского ВВП в январе-марте 2009 года на 20-25% отражают реальную ситуацию с сокращением внутреннего валового продукта у нас в стране.

Необходимо отметить, что скрывая реально полученный результат за первый квартал текущего года, украинским властям по объективным причинам не удастся и по итогам второго квартала показать какое-либо существенное улучшение государственной макроэкономической статистики.

Поскольку на протяжении всех весенних месяцев ситуация с производством, строительством, потреблением остается на очень низком уровне и какого-то заметного прогресса в сторону улучшения не происходит.

Как в мае, так и в июне месяце, в силу весьма высоких базовых показателей роста экономики в 2008 году помесячное падение номинального ВВП в годовом исчислении скорей всего составит 10-15%, при потребительской и базовой инфляции за месяц в 0,5-1,0%.

Столь высокие результаты помесячного падения экономики в апреле-июне текущего года предопределяют снижение ВВП во втором квартале нынешнего года не меньше чем на 12-15%, с перспективами падения номинального ВВП в 2009 году больше чем на 10%.

Инфляционная динамика к окончанию первого полугодия хоть и будет находиться на относительно невысоком уровне, тем не менее, с начала года, вряд ли окажется меньше 8-9% (за четыре месяца 2009 года она составила 6,9%), что сделает просто нереальным правительственные ожидания по годовой инфляции на текущий год в 9,5%.

С учетом же потенциальной угрозы к концу текущего года получить бюджетный дефицит на уровне 5-7% от объема ВВП, который вероятно частично будет покрываться за счет скрытой эмиссии, а также существенного роста тарифов ЖКХ в осенне-зимний период, официальная инфляция к концу года может составить больше 16%, превысив правительственный прогноз в полтора-два раза.

По мнению украинского экспертного сообщества по итогам 2009 года спад в экономике Украины с учетом уже прошедших четырех месяцев года, составит больше 11%, причем на протяжении последних трех месяцев он ежемесячно только ухудшался.

Если по итогам марта экспертный консенсус-прогноз предполагал, что падение реального ВВП произойдет на уровне 9%, в апреле был ухудшен до 10,2%, то уже в мае прогнозный показатель сокращение украинского ВВП в 2009 году составил 11,3%.

Про текущее состояние в экономике украинское правительство в последнее время предпочитает говорить либо только хорошо, либо просто молчать, а украинское профильное экономическое министерство, всячески избегает объективно комментировать существующие экономические проблемы в стране.

Вместе с тем Минэкономики для подготовки проекта основных направлений бюджетной политики в следующем году уже подготовило два базовых прогноза развития экономики Украины на 2010 год.

Оба варианта предполагают минимальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) страны: на 1,5 и 3% соответственно. При этом в первом случае, по расчетам Минэкономики, индекс потребительской инфляции составит 12%, а во втором — 13,5%.

В обоих сценариях заложена цена на газ в размере $250-260 за тысячу кубометров, причем рост экономики будет сопровождаться позитивным сальдо торговых операций, а при оптимистическом сценарии положительное сальдо достигнет $1 млрд.

Отталкиваясь от данных прогнозов Министерства экономики, Нацбанк уже рассчитал, что денежная масса и база в следующем году в первом случае вырастет на 19 и 14%, а во втором — на 16 и 11%, соответственно.

Большинство международных финансовых организаций и экономических экспертов также ожидают рост украинского внутреннего валового продукта в следующем году на 1-3%, однако связывают данный подъем экономики не с улучшением экономической ситуации в Украине, а с низкой базой сравнения.

Нынешний свой прогноз Минэкономики строило исходя из действующей правительственной макроэкономической оценки с показателями годовой инфляции в 9,5% и ростом ВВП в 0,4%, что предполагает достаточно приличный как для кризисного периода рост номинального ВВП и в 2010 году.

Так в будущем году по оптимистическому варианту с ростом реального ВВП на 3%, Минэкономики рассчитывает выйти на объем номинального украинского ВВП в 1192,8 млрд. грн., а по пессимистическому сценарию с ростом экономики на 1,5% - размер номинального ВВП окажется на 19 млрд. грн. меньше, достигнув 1173,8 млрд. грн.

В международных финансовых структурах (МВФ, Всемирный банк) ожидаемый рост номинального украинского ВВП в 2010 году оценивается гораздо скромнее.

В частности Всемирный банк считает, что в будущем году внутренний валовой продукт Украины вырастет только на 1%, при инфляции в 10%, а его номинальная величина в 2010 году составит 1 103,5 млрд. гривен.

Данный объем окажется как минимуму на 50 млрд. грн. меньше даже по сравнению с пессимистической оценкой подготовленной Министерством экономики, а при оптимистическом сценарии расхождения в оценках достигают почти 90 млрд. грн.

Полученная достаточно приличная разница в прогнозах, зависит, прежде всего, от существенных расхождений в оценке текущей экономической ситуации в Украине государственными институтами и независимыми экспертами.

Если правительство по-прежнему придерживается оптимистических макроэкономических оценок, на которых и формировался в декабре 2008 года действующий госбюджет-2009, то Всемирный банк ожидает в текущем году снижение украинского ВВП на 9%, при инфляции в 16,4%, а МВФ оценивает падение украинского ВВП на 8%, при инфляции в 16,8%.

Перспективный макроэкономический прогноз для Украины с ростом ВВП в 1-3% в 2010 году действительно вполне реализуем.

Тем более, что после столь стремительного падения украинской экономики в первом квартале и очень слабых перспектив для роста в ближайшие месяцы, даже незначительное ежемесячное улучшение статистических показателей по основным отраслям в будущем году будет давать в целом позитивную динамику по приросту ВВП в годовом исчислении.

Однако очень важно, чтобы из-за потерянного времени или недостаточно эффективных антикризисных действий украинских властей, экономика страны совершенно не остановилась в своем качественном развитии и росла в ближайшую пятилетку только исключительно «черепашьими» темпами, а украинский товаропроизводитель окончательно не проиграл конкурентную борьбу на внутренних и внешних рынках.

Чтобы пессимистические прогнозы, о которых в последнее время так много говорят экономические эксперты, не оправдались необходимо, как минимум обеспечить производственный сектор экономики относительно недорогими и длинными кредитными ресурсами, цивилизованным способом стимулировать производственный и потребительский спрос на украинскую продукцию и обязательно добиться в Украине хотя бы среднесрочной макроэкономической стабильности.

В противном случае украинская экономика, находясь большую часть нынешнего года в депрессивном состоянии, в 2010 году сможет показать совсем незначительные позитивные сдвиги, и в ближайшие три-четыре года будет иметь очень слабый потенциал, чтобы выйти на уровень прежних докризисных темпов своего развития.

В мае ценовой рост на биржевом рынке Украины продолжился, но уже не так интенсивно, как это происходило в апреле, когда фондовые индикаторы в среднем выросли на 50%.

При этом торговые обороты рисковыми инструментами, несмотря на возрастающую конкуренцию между ПФТС и «Украинской биржей», остаются на невысоком уровне.

Особенно это касается ПФТС, где ежедневный объем торгов акциями составляет в среднем менее 5 млн. грн., что даже на рынке рисковых инструментов в 1,5-2 раза меньше реальных среднедневных торговых оборотов прошлого месяца.

За последний месяц торговое соотношение по объемам торгов между ПФТС и «Украинской биржей» продолжало увеличиваться в сторону последней, где торговля акциями, как правило, превышает торговый оборот рисковыми инструментами в ПФТС в 1,5-2,5 раза.

На мировых биржевых рынках фондовые индикаторы в мае также предпочитали в основном наращивать свои индексные позиции, однако их максимальный рост в нынешнем году в среднем в 2-3 раза меньше, чем на украинских биржах.

В частности общеевропейский индикатор FTSEurofirst 300 вырос с минимального своего значения в текущем году (минимум был зафиксирован 9 марта) меньше чем на 40%.

За этот же период времени ликвидные украинские акций стали абсолютными мировыми лидерами по доходности, обеспечив рост индекса ПФТС с минимальных значений в марте к окончанию мая на 120%, а индекса «Украинской биржи» - почти на 150%.

Тем не менее, волатильность на украинском биржевом рынке продолжает оставаться на очень высоком уровне и в ближайшие недели у ликвидных украинских акций существуют практически равнозначные шансы измениться от текущих ценовых значений, как вверх, так и вниз на 20-50%, а фондовым индикатором еще прибавить или уже потерять 15-30%.

Сценарий по кардинальному изменению украинского ценового тренда в направлении падения станет особенно реальным, если на мировых биржевых рынках усилятся пессимистичные настроения, спекулянты начнут фиксировать прибыль, а фондовые индикаторы устремятся вниз.

Оценивая возможности того или иного варианта развития событий можно отметить, что с 30% вероятностью в июне ценовой рост на украинские ценные бумаги продолжится и к окончанию первого полугодия индекс ПФТС превысит очередной психологический рубеж в 500 индексных пункта, а индекс «Украинской биржи» будет находиться выше 1300 индексных пункта.

С вероятностью в 30-40% возможна стабилизация цен на украинские бумаги на уже достигнутых уровнях.

В таком случае фондовые индексы уйдут в боковой тренд внутри индексного диапазона по индексу ПФТС в 400-480 индексных пункта, а по индексу «Украинской биржи» - 1000-1200 индексных пункта.

При возможной нисходящей коррекции мировых фондовых индикаторов индексная корзина ПФТС в зависимости от степени пессимизма и интенсивности продаж будет стремиться к уровню поддержки в 300-350 индексных пункта, а по индексу «Украинской биржи» уйдет ниже 900 индексных пункта.

В свою очередь начало летнего периода не предполагает какого-то существенного увеличения торговой активности на фондовых торговых площадках, поэтому скорей всего интенсивность торгов в июне рисковыми инструментами вряд ли существенным образом будет отличаться от майских оборотов, составляя совокупно в среднем по обеим биржам 10-20 млн. грн. в день.

Морква Олег. Генеральный директор КУА "ИНЭКО-ИНВЕСТ"
ДОСТУП К ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ И АНАЛИТИКЕ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН
зарегистрируйтесь и получите 7 дней бесплатно
Регистрация
asd