На днях Комитет по вооруженным силам Сената США внес предложение об ограничении иностранных инвестиций в сектора экономики, которые могут оказать влияние на национальную безопасность страны. Предложение было внесено после того, как арабская компания DP World попыталась взять под контроль 6 ключевых портов США.
От США решил не отставать и Глава Национального банка Владимир Стельмах, который заявил о том, что выступает за ограничение доли иностранных государственных банков в украинском банковском секторе. <В отличие от коммерческих банков, для которых главное - получение прибыли, государственные банки могут решать иные задачи, вмешиваясь в конкуренцию, пусть даже какое-то время себе в убыток. В этой ситуации на экономику может влиять политика, поэтому тут, наверное, должны быть определенные ограничения>, - отметил он.
Заявление Владимира Стельмаха звучит на первый взгляд странно. Последняя волна поглощений банковских структур в Украине проходила крупными зарубежными банками с частным капиталом, что не давало никаких поводов для подобных заявлений. Исключением может быть лишь недавнее приобретение российского <Внешторгбанка> (99,9% которого принадлежит Правительству РФ) в виде АБ <Мрия>. Однако позиция <Мрии> на украинском банковском рынке вряд ли позволяла говорить о больших рисках.
Тем не менее речь идет именно о банках с иностранным государственным капиталом. Глава НБУ подчеркнул, что пока не видит необходимости в ограничении доли иностранных коммерческих банков в украинском банковском секторе. <Приходят банки с солидной репутацией, сохраняя при этом общую направленность работы купленного банка, его инфраструктуру. Да и доля капитала таких банков относительно невелика - 1,3% по отношению к ВВП. Поэтому ограничения пока не нужны>, - сказал Стельмах. По его мнению, появление иностранных банков обострит конкуренцию на украинском рынке и удешевит стоимость банковских услуг, а также ускорит процесс объединения мелких и средних банков. Иностранный капитал в банковском секторе Украины не превышает 25%, из которых доля иностранных государственных банков составляет менее 1%. Среди них казахский Вank TuranAlem, польский PKO Bank Polski S. A., российский <Внешторгбанк>.
Ситуация прояснилась буквально на следующий день после заявления В.Стельмаха. Совладелец российского Национального резервного банка (НРБ) Александр Лебедев обвинил Национальный банк Украины в блокировании продажи украинского дочернего <Банка НРБ> российскому Сбербанку. Лебедев в частности отметил, что ходатайство о получении разрешения на проведение сделки по продаже украинского дочернего банка российским <НРБ> было подано в Нацбанк еще в декабре 2005 года, однако несколько раз документы возвращались украинским регулятором на доработку. В случае получения разрешения на сделку на украинском рынке сможет появиться крупнейший российский банк, который контролируется государством, - Сбербанк.
Очевидно, что именно прихода Сбербанка в Украину так опасается господин Стельмах. Ранее эта структура, более 60% которой принадлежит Центрабанку, уже приобрела казахский Тексакабанк. Причем расстановка приоритетов в приобретениях Сбербанка РФ свидетельствует о схожести в географии покупок с границами пресловутого ЕЭП. Показательно, что в качестве объекта покупки выбран украинский дочерний <Банк НРБ>, контролируемый депутатом Госдумы РФ. Эксперты оценивают реальную стоимость украинской <дочки> в 40-60 миллионов долларов США, в то время как по заявлениям российской стороны планируемая сделка составит 100 миллионов долларов. Показательно, что и <Мрия>, и <НРБ-Украина> не являются лидерами банковского сектора. Последний по состоянию на прошлый год занимал 42 позицию в рейтинге украинских кредитно-финансовых структур.
Такая тактика говорит о том, что россияне осуществляют поглощение местных банков, пытаясь не привлекать к своим действиям особого внимания. Причем время для этого выбирается в аккурат к аналогичным крупным поглощениям иностранных частных банков, будь то <Райфайзен>, или кто-нибудь другой.
Приобретения украинских банков российскими государственными банковскими структурами может говорить о расстановке сил перед решающим броском. Такой бросок скорее всего будет заключаться в участии в приватизационных конкурсах в Украине непосредственно государственных российских структур с последующим их обслуживанием. При таком сценарии очевидно, что предложение Владимира Стельмаха очень похоже на последние тенденции в США. При этом очевидно, что НБУ такие заградительные меры применяются исключительно для российского капитала, поскольку кроме России иностранные государственные банки в основном ограничены Центробанками и практически не участвуют в инвестиционной работе за рубежом.
Александр Доронин