Новый закон о госзакупках не сделает торги прозрачнее, - юрист

Закон «Об осуществлении государственных закупок», который вступит в действие 30 июля, не предусматривает существенных изменений в процедуре проведения торгов и не способен серьезно повлиять на сложившийся механизм закупок. По сути, это формальное выполнение требований Конституции. Такое мнение высказал партнер юридической фирмы ILF, кандидат юридических наук Сергей Сильченко.

«Действительно важные изменения касаются сферы госрегулирования и контроля за осуществлением закупок. Согласно закону, функции уполномоченного органа в сфере госзакупок и органа обжалования теперь будут выполнять разные структуры. На Минэкономики возложены задачи нормотворчества, установления правил, контроля, а задачи, связанные с рассмотрением жалоб, возлагаются на Антимонопольный комитет Украины. Такое решение является правильным, поскольку соединение нормотворчества и контроля в одном органе всегда дает основания для подозрений в непрозрачности», - отмечает эксперт.

Тем не менее, по словам юриста, остается возможным применение коррупционных схем. «Исходя из практики, наиболее вероятным будет неправомерное использование процедуры закупки у одного участника, а также злоупотребление правом обжалования действий заказчика. В первом случае выгоду может получить чиновник, который соглашается на неконкурсную закупку, а во втором - жалобщик, который будет стремиться получить «откат» за отзыв жалобы. Несмотря на новые ограничения, установленные законом относительно связанных лиц и недопущения сговора при проведении торгов, согласованные действия участников торгов полностью искоренить вряд ли удастся», - отметил юрист.

По его словам, закон не решил проблемы, связанные со сферой применения. «Иными словами стоимостные пределы для применения закона не изменились по сравнению с прежним Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства. Пороговая величина для товаров и услуг начинается от 100 тыс. грн, а для работ от 300 тыс. грн. Небольшие закупки, особенно в сельской местности, будет осуществлять очень сложно в виду недостаточной конкуренции. Т.е., по закону сделать закупку у одного участника можно лишь в том случае, если торги дважды не состоялись по причине отсутствия конкуренции, но это займет достаточно продолжительное время. Учитывая это, а также уровень инфляции в Украине, пороговые величины целесообразнее было бы увеличить. Еще одним недостатком является сохранение нормы о том, что условия договора, заключенные по результатам закупки, не могут меняться. С одной стороны, это исключает недобросовестный сговор победителя торгов и заказчика, а с другой стороны существуют товары, цена которых может существенно колебаться в зависимости от сезона, например, продукты питания. На практике я сталкивался с примерами, когда цена на товар в течение года менялась по 3-4 раза. В результате, приходится расторгать договор и проводить новую процедуру закупки или же работать по заниженным или завышенным ценам», - сказал С.Сильченко.
ДОСТУП ДО ФІНАНСОВИХ РИНКІВ ТА АНАЛІТИЦІ В РЕЖИМІ ОНЛАЙН
зареєструйтеся та отримайте 7 днів безкоштовно
Реєстрація
asd