НБУ увидел в новой редакции Закона "О защите прав потребителей" риски для банков, практикующих потребительское кредитовани (Заемщики получили право в течение 14 дней отказываться от подписанных кредитных договоров)

Вчера стало известно, что НБУ в своей телеграмме предостерег коммерческие банки о последствиях для них новой редакции Закона <О защите прав потребителей>, вступившей в силу в конце минувшего года. Дескать, прав у потребителей прибавилось, поэтому кредитные риски банков могут увеличиться. Банкиры пообещали строже относиться к заемщикам.
Национальный банк увидел в новой редакции Закона <О защите прав потребителей> риски для банков, практикующих потребительское кредитование. В телеграмме, подписанной заместителем главы Нацбанка Владимиром Кротюком, регулятор предупреждает своих подопечных о том, что ст. 11 вышеупомянутого закона увеличивает юридические риски банков при потребительском кредитовании физических лиц. Владимир Кротюк рассказал <ЭИ>, что банки могут столкнуться с расторжениями договоров по инициативе клиентов из-за несоблюдения норм закона. Ведь законодатели обязали банкиров информировать клиента обо всех условиях кредитования, размерах платежей, комиссий, штрафов и сопутствующих платежей ДО оформления кредитного договора. Заемщик же получил право разорвать кредитный договор (кроме ипотечного и на приобретение услуги.- Авт.) в течение 14 дней. Дескать, теперь банкирам следует внимательнее относиться к порядку заключения кредитных договоров и проверять платежеспособность клиента. <Предусмотрено, что на протяжении 14 дней клиент имеет право отказаться от кредита. Одно дело, если заемщик возвращает банку деньги, другое - когда в качестве компенсации банк получает имущество. Конечно, в течение 14 дней купленный товар считается новым и может быть возвращен торговцу банком. А если обеспечением кредита является другое имущество, как быть?>,- озвучивает вопросы банкиров г-н Кротюк. По его мнению, финансовому сообществу следует просить Верховную Раду разъяснить некоторые пункты новой редакции <потребительского> закона. Хотя вполне возможно, что банкиры обойдутся и без разъяснений. <Из общения с банкирами кажется, что они не слишком обеспокоены принятием этого закона>,- отметил Владимир Кротюк. Однако банкиры уверили <ЭИ> в обратном. Заместитель руководителя бизнеса обслуживания индивидуального клиента ПриватБанка Роман Негинский объяснил <ЭИ>, что документ вынуждает банкиров усложнять процедуры выдачи кредитов, увеличивает документооборот и приводит к удлинению процедуры выдачи кредита. По словам банкира, эффективность потребительского кредитования достигается за счет простоты процедуры и скорости выдачи займа. Заложенные же высокие риски компенсируются повышенной кредитной ставкой. Банкиры обычно не склонны озвучивать реальную цену займа, представляя ее в виде процентов, комиссионных и платы за оформление кредита. Законодатели же обязали банкиров делать расчеты эффективной процентной ставки, чтобы потребитель смог определить удорожание товара. <Методика расчета этой эффективной ставки не совсем понятна, а сам расчет - опять же усложняет процедуру выдачи кредита. Притом что банки борются за экономию каждой минуты времени, затрачиваемого на обслуживание клиента>,- сетует финансист.

Банкиры рискуют тем, что люди, прикрываясь законом, начнут бездумно кредитоваться, уповая на возможность разорвать кредитный договор в течение 14 дней. <Рано или поздно возникнет ситуация, когда банкам придется повышать стоимость потребительских кредитов, чтобы компенсировать затраты на несостоявшиеся сделки>,- говорит Роман Негинский. По его словам, случаев возврата кредитов по желанию клиентов у ПриватБанка еще не было. <Если такие прецеденты возникнут, мы будем отстаивать свою точку зрения, вплоть до суда: человек купил услугу, подписав кредитный договор. Условия договора, согласно Гражданскому кодексу, подлежат выполнению сторонами в полном объеме>,- уверен банкир.

Однако судиться из-за новой интерпретации Закона <О защите прав потребителей> готовы не все. Как рассказал <ЭИ> директор департамента розничного бизнеса одного из крупных банков, судебные споры будут не на руку банкирам, так как Закон <О защите прав потребителей> дает финансистам указание, как составлять договор, а клиенту - право на его расторжение. <То есть стороны заранее уведомлены о последствиях подписания договора. Не хочешь - не подписывай или не предоставляй услугу>,- комментирует банкир. Финансист рассказал, что сотрудники его подразделения уже получили указание более взвешенно подходить к процедуре оценки платежеспособности заемщика. <Если раньше мы отказывали каждому пятому желающему кредитоваться, то теперь даем от ворот поворот каждому третьему>,- с сожалением поведал банкир.

Александр ДУБИНСКИЙ
ДОСТУП ДО ФІНАНСОВИХ РИНКІВ ТА АНАЛІТИЦІ В РЕЖИМІ ОНЛАЙН
зареєструйтеся та отримайте 7 днів безкоштовно
Реєстрація
asd