НБУ отказался от идеи "количественного смягчения", несмотря на опыт других стран. Это только углубило бы падение экономики, пишет "Лига".
Весной Национальный банк быстро отреагировал на развертывание кризисных явлений. В течение первых недель после введения карантинных мероприятий НБУ удалось погасить ажиотажный спрос на иностранную валюту. Стабилизация ситуации позволила перейти к ускоренному снижению учетной ставки и предоставление ресурсной поддержки банкам.
Сегодня учетная ставка находится на рекордно низком уровне - 6%. На фоне низкой инфляции это побуждает банки к заметному снижению процентных ставок по кредитам и депозитам. Поэтому монетарная политика НБУ является стимулирующим и дает толчок оживлению кредитования экономики на более доступных условиях.
Впрочем, есть мнение, что меры Национального банка недостаточны. Будто во многих странах центробанки ввели программы количественного смягчения (QE), а Украина плетется в хвосте. В частности, приводятся примеры США и ЕС, которые достаточно успешно реализовали эти программы. Но действительно Украина может им подражать?
Количественное смягчение по своей сути является обычным вливанием денег в экономику. Обычно для этого центральный банк проводит масштабный выкуп государственных ценных бумаг или других активов (ценных бумаг предприятий и организаций, ипотечных облигаций и т.п.) на вторичном рынке. Хотя бывает, что и на первичном, как вот в Индонезии, однако это, вероятно, исключение. Фактически центральный банк обменивает финансовые активы на национальную валюту, осуществляя таким образом дополнительную эмиссию.
Обычно такие операции имеют комплексную цель:
1) "накачать" ликвидностью банковскую систему и финансовый рынок;
2) снизить процентные ставки в экономике, особенно - стоимость долгосрочного финансирования (как говорят экономисты, "выровнять кривую доходности").
Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Позитив очевиден. Во-первых, у банков больше денег. Они увеличивают кредитование экономики еще и по низким ставкам и длительно. Во-вторых, успокаиваются участники рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. В-третьих, правительства также привлекают более дешевое финансирование, которое могут направлять на поддержку экономики во время кризиса. И это так и работает. Однако, при определенных обстоятельствах.
Исторически так сложилось, что основными ценителями количественного смягчения является центральный банк Японии, ФРС США и ЕЦБ. Не стала исключительной и этот кризис. Как только мир заговорил о сужении балансов ведущих центральных банков, как новые черные лебеди заставили их снова вливать деньги в экономику.
В то же время разговоров было бы меньше, если бы все ограничилось несколькими центральными банками экономически высокоразвитых стран. И вот во время коронакризы к количественного смягчения прибегли и центральные банки развивающихся стран (EM).
Откуда взялись эти деньги? Одним из ключевых источников "количественного смягчения" в Украине стали валютные интервенции. Вместо выкупа ценных бумаг (как это происходит при "классического" количественного смягчения), НБУ мог выкупать иностранную валюту. И обратите внимание - при этом не произошло существенного ускорения инфляции и дестабилизации макрофинансовой ситуации, а золотовалютные резервы выросли до самого высокого уровня с 2012 года.
Таким образом, процентные ставки в экономике снижаются, а банковская система чувствует себя хорошо. Поэтому, дело же не в отсутствии ликвидности, и не в высоких процентных ставках? Быстрее кредитованию мешают структурные факторы: недостаточная защищенность прав инвесторов и кредиторов, монополизация и "тенизация" многих секторов экономики, неопределенность относительно перспектив сотрудничества с МВФ и другими международными партнерами Украины.
К сожалению, абсолютное большинство перечисленных выше предпосылок для эффективного применения количественного смягчения в Украине не выполняются:
- гривна не относится к резервных валют;
- доверие к ней, а также в НБУ продолжает формироваться, учитывая недостаточно длинную историю поддержания низкой инфляции;
- инфляционные ожидания, хотя и улучшаются, однако, все еще не надежно заякорена на уровне цели. Сказывается негативный опыт финансирования государственных нужд со стороны НБУ с крайне негативными последствиями. До новых веников все помнить падение ВВП, многократную девальвацию и галопирующую инфляцию, банкротства банков, увольнения и сокращения на предприятиях, очереди к банкоматам и тому подобное;
- "Институциональная слабость" и относительно невысокий суверенный кредитный рейтинг Украины повышают риск оттока капитала из страны и долларизации экономики;
- "Глубина" валютного рынка является незначительной, а соответственно имеющиеся международные резервы быстро иссякнут в случае существенного усиления девальвационного давления.
Сюда еще стоит добавить недостаточно развит вторичный рынок ОВГЗ, существенно ограничивает возможности для снижения долгосрочных процентных ставок (обычно и является целью количественного смягчения). Более того, даже если процентные ставки по долгосрочным ОВГЗ удастся снизить, предприятия и население вряд ли это почувствуют, поскольку долгосрочное кредитование, к сожалению, остается слабым.
Поэтому внедрение масштабного количественного смягчения в Украине с высокой вероятностью будет иметь негативные последствия. Оно подорвет доверие к НБУ, разбалансирует экономические ожидания, приведет к росту премии за риск, усилит отток портфельных инвестиций, создаст дополнительное девальвационное и инфляционное давление, и развернет экономику в сторону долларизации.