"Количественное смягчение" от НБУ убьет украинскую экономику

НБУ отказался от идеи "количественного смягчения", несмотря на опыт других стран. Это только углубило бы падение экономики, пишет "Лига".

Весной Национальный банк быстро отреагировал на развертывание кризисных явлений. В течение первых недель после введения карантинных мероприятий НБУ удалось погасить ажиотажный спрос на иностранную валюту. Стабилизация ситуации позволила перейти к ускоренному снижению учетной ставки и предоставление ресурсной поддержки банкам.

Сегодня учетная ставка находится на рекордно низком уровне - 6%. На фоне низкой инфляции это побуждает банки к заметному снижению процентных ставок по кредитам и депозитам. Поэтому монетарная политика НБУ является стимулирующим и дает толчок оживлению кредитования экономики на более доступных условиях.

Впрочем, есть мнение, что меры Национального банка недостаточны. Будто во многих странах центробанки ввели программы количественного смягчения (QE), а Украина плетется в хвосте. В частности, приводятся примеры США и ЕС, которые достаточно успешно реализовали эти программы. Но действительно Украина может им подражать?

Количественное смягчение по своей сути является обычным вливанием денег в экономику. Обычно для этого центральный банк проводит масштабный выкуп государственных ценных бумаг или других активов (ценных бумаг предприятий и организаций, ипотечных облигаций и т.п.) на вторичном рынке. Хотя бывает, что и на первичном, как вот в Индонезии, однако это, вероятно, исключение. Фактически центральный банк обменивает финансовые активы на национальную валюту, осуществляя таким образом дополнительную эмиссию.

Обычно такие операции имеют комплексную цель:

1) "накачать" ликвидностью банковскую систему и финансовый рынок;

2) снизить процентные ставки в экономике, особенно - стоимость долгосрочного финансирования (как говорят экономисты, "выровнять кривую доходности").

Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Позитив очевиден. Во-первых, у банков больше денег. Они увеличивают кредитование экономики еще и по низким ставкам и длительно. Во-вторых, успокаиваются участники рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. В-третьих, правительства также привлекают более дешевое финансирование, которое могут направлять на поддержку экономики во время кризиса. И это так и работает. Однако, при определенных обстоятельствах.

Исторически так сложилось, что основными ценителями количественного смягчения является центральный банк Японии, ФРС США и ЕЦБ. Не стала исключительной и этот кризис. Как только мир заговорил о сужении балансов ведущих центральных банков, как новые черные лебеди заставили их снова вливать деньги в экономику.

В то же время разговоров было бы меньше, если бы все ограничилось несколькими центральными банками экономически высокоразвитых стран. И вот во время коронакризы к количественного смягчения прибегли и центральные банки развивающихся стран (EM).

Откуда взялись эти деньги? Одним из ключевых источников "количественного смягчения" в Украине стали валютные интервенции. Вместо выкупа ценных бумаг (как это происходит при "классического" количественного смягчения), НБУ мог выкупать иностранную валюту. И обратите внимание - при этом не произошло существенного ускорения инфляции и дестабилизации макрофинансовой ситуации, а золотовалютные резервы выросли до самого высокого уровня с 2012 года.

Таким образом, процентные ставки в экономике снижаются, а банковская система чувствует себя хорошо. Поэтому, дело же не в отсутствии ликвидности, и не в высоких процентных ставках? Быстрее кредитованию мешают структурные факторы: недостаточная защищенность прав инвесторов и кредиторов, монополизация и "тенизация" многих секторов экономики, неопределенность относительно перспектив сотрудничества с МВФ и другими международными партнерами Украины.

К сожалению, абсолютное большинство перечисленных выше предпосылок для эффективного применения количественного смягчения в Украине не выполняются:

  • гривна не относится к резервных валют;
  • доверие к ней, а также в НБУ продолжает формироваться, учитывая недостаточно длинную историю поддержания низкой инфляции;
  • инфляционные ожидания, хотя и улучшаются, однако, все еще не надежно заякорена на уровне цели. Сказывается негативный опыт финансирования государственных нужд со стороны НБУ с крайне негативными последствиями. До новых веников все помнить падение ВВП, многократную девальвацию и галопирующую инфляцию, банкротства банков, увольнения и сокращения на предприятиях, очереди к банкоматам и тому подобное;
  • "Институциональная слабость" и относительно невысокий суверенный кредитный рейтинг Украины повышают риск оттока капитала из страны и долларизации экономики;
  • "Глубина" валютного рынка является незначительной, а соответственно имеющиеся международные резервы быстро иссякнут в случае существенного усиления девальвационного давления.

Сюда еще стоит добавить недостаточно развит вторичный рынок ОВГЗ, существенно ограничивает возможности для снижения долгосрочных процентных ставок (обычно и является целью количественного смягчения). Более того, даже если процентные ставки по долгосрочным ОВГЗ удастся снизить, предприятия и население вряд ли это почувствуют, поскольку долгосрочное кредитование, к сожалению, остается слабым.

Поэтому внедрение масштабного количественного смягчения в Украине с высокой вероятностью будет иметь негативные последствия. Оно подорвет доверие к НБУ, разбалансирует экономические ожидания, приведет к росту премии за риск, усилит отток портфельных инвестиций, создаст дополнительное девальвационное и инфляционное давление, и развернет экономику в сторону долларизации.

ДОСТУП ДО ФІНАНСОВИХ РИНКІВ ТА АНАЛІТИЦІ В РЕЖИМІ ОНЛАЙН
зареєструйтеся та отримайте 7 днів безкоштовно
Реєстрація
asd