Греции нужно нечто большее, чем очередной транш финпомощи - нужно перестроить философию экономики, считает нобелевский лауреат Эдмунд Фелпс
Слишком многие политики и экономисты обвиняют меры жесткой экономии, наложенные кредиторами Греции, в развале греческой экономики. Однако данные показывают, что ни заметная по историческим меркам экономия, ни государственные сокращения не оказывают достаточно серьезного воздействия, чтобы объяснить такие огромные потери рабочих мест. Собранные данные говорят о том, что экономические беды коренятся в ценностях и убеждениях греческого общества.
Государственный сектор Греции изобилует клиентелизмом ради получения голосов (политическая система, основанная на отношениях "клиент-патрон" - ред.) и кумовством ради получения содействия) в значительно большей степени, чем остальная Европа. Максимальная пенсия государственного служащего по отношению к заработной плате почти в два раза выше, чем в Испании; правительство подыгрывает бизнес-элитам через безналоговый статус; а некоторые государственные служащие получают свои зарплаты, фактически не появляясь на работе.
Кроме того, существуют серьезные проблемы в частном секторе - особенно всепроникающее вмешательство влиятельных кругов, а также политических и бизнес-элит. Прибыль, как доля поступлений от хозяйственной деятельности, согласно последним данным в Греции, составляет колоссальные 46%. Италия занимает второе место с 42%, Франция ‑ третья с 41%. В Германии эта доля составляет 39%, в Соединенных Штатах - 35%, а в Соединенном Королевстве - 32%. Инсайдеры получают субсидии и контракты, а аутсайдеры едва прорываются. Поразительно, но, судя по сообщениям, молодые греческие предприниматели опасаются регистрировать свои фирмы в Греции, потому что кто-то может использовать фальшивые документы и отобрать их. По данным Всемирного банка, Греция является одним из самых сложных мест в Европе для открытия бизнеса. В результате конкуренция за долю на рынке слаба, и существует немного фирм с новыми идеями.
Государственный сектор Греции изобилует кумовством в значительно большей степени, чем остальная Европа
Эта чахлая система берет начало в корпоратистских ценностях Греции, которые делают упор на социальной защите, ставят солидарность выше конкуренции, а также не переносят неконтролируемые изменения. Эти ценности вполне могут быть полезны в семейной жизни; однако, даже при самых лучших намерениях, они являются рецептом обездвиженной экономики и бесперспективных карьер.
Действительно, производительность труда в Греции (ВВП на одного работника) составляет только 72% от уровня в Великобритании или Италии и всего лишь 57,7% от уровня в Германии. И опросы показывают, что средний показатель удовлетворенности жизнью в Греции значительно ниже, чем в богатых станах ЕС (EU15). Вопреки утверждениям со стороны греческого правительства, корпоративизм обедняет людей в наименее выгодном положении. Согласно данным ЕС, в 2010 году уровень бедности в Греции составлял 21,4% ‑ намного больше, чем средний уровень в EU15, который равен 16,7%.
Нужно отметить, что Греция фиксировала прирост производительности после Второй мировой войны - однако произошел он в основном за счет роста в сфере образования и капитала из расчета на одного работника и достиг своего максимума. Два важных источника обширного процветания блокируются греческой системой. Одним из них является обилие предпринимателей, занятых в обнаружении и использовании новых экономических возможностей. Без них Греция плохо справляется с адаптацией к меняющимся условиям (императив, подчеркнутый Фридрихом Хайеком). Например, хваленые судовладельцы Греции оказались слишком медлительными, чтобы адаптироваться к массовому использованию контейнеров, и потому потеряли свою долю на рынке.
Другим источником обширного процветания является обилие деловых людей, занятых формированием и созданием новых продуктов и процессов - их часто называют "создаваемыми на местах инновациями". Греции не хватает необходимого динамизма: инвестиционные потоки венчурного капитала по отношению к ВВП в Греции меньше, чем в любой другой стране ЕС. Поэтому у греческой экономики скудные возможности для создания устойчивого роста производительности труда и высокого уровня удовлетворенности граждан.
Некоторые экономисты считают, что эти структурные соображения не имеют ничего общего с нынешним кризисом в Греции. В действительности же, структуралистская перспектива (структурализм базируется на утверждении, что социальные и культурные явления определяются своей внутренней структурой и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах - ред.) освещает, что и почему пошло не так.
В течение нескольких лет Греция вытягивала метко названные "структурные фонды" ЕС и кредиты от немецких и французских банков, чтобы финансировать широкий спектр высококвалифицированных трудоемких проектов. Занятость и доходы взлетели, и уровень сбережений вырос. Когда приток капитала остановился, цены на активы в Греции упали, а следом упал и спрос на труд в области капитальных благ. Кроме того, учитывая, что обеспеченность семей значительно опережала уровень заработной платы, предложение рабочей силы снизилось. В результате, Греция перешла от бума к полномасштабному спаду.
Греции нужно нечто большее, чем просто реструктуризация долга или даже облегчение долгового бремени
Структуралистская перспектива также объясняет медленные темпы восстановления. При слабой конкуренции предприниматели не спешат нанимать безработных. Когда начиналось восстановление, политические волнение прошлой осени пресекли уверенность в зародыше.
Правда в том, что Греции нужно нечто большее, чем просто реструктуризация долга или даже облегчение долгового бремени. Если молодые греки хотят иметь будущее в своей стране, они и старшее поколение должны развивать отношения и институты, которые составляют современную инклюзивную экономику - что означает отказ от их корпоратистских ценностей.
Европа, в свою очередь, должна думать не только о необходимых реформах пенсионной системы Греции, налоговом режиме и коллективных соглашениях. Хотя Греция достигла высот корпоративизма, Италия и Франция не сильно от них отстали - а от них рукой подать до Германии. Вся Европа, а не только Греция, должна пересмотреть свою экономическую философию.
Эдмунд С. Фелпс ‑ лауреат Нобелевской премии в области экономики 2006 года, директор Центра по изучению капитализма и общества при Колумбийском университете и автор книги "Массовое процветание".
Copyright: Project Syndicate, 2015.