Ужесточение требований к уставным фондам бирж и торговцев приведет к их сокращению. Об этом на вчерашнем мероприятии, посвященном принятию в первом чтении законопроекта <О ценных бумагах и фондовом рынке>, говорили представители госрегулятора. А создание торговцев-однодневок для проведения единичных схемных операций с ценными бумагами станет вообще невыгодным делом. По словам чиновников, 720 торговцев - очень много для украинского фондового рынка. Должны остаться сильнейшие.
Уже традиционно на меро-приятие не явился Анатолий Балюк, председатель ГКЦБФР. На этот раз причиной его отсутствия оказалась банальная простуда. Отдуваться за шефа, по обыкновению, пришлось руководителю аппарата комиссии Михаилу Непрану и Сергею Бирюку, члену ГКЦБФР. Поводом для встречи со средствами массовой информации стало принятие на прошлой неделе в первом чтении законопроекта <О ценных бумагах и фондовом рынке>. По словам г-на Непрана, это первый с 1998 г. законопроект, касающийся регулирования фондового рынка, прошедший через ВР. <Это законопроект с тяжелой судьбой. Только с третьего раза ему удалось пройти первое чтение>,- порадовался г-н Бирюк. По словам представителей ГКЦБФР, новый закон (если он будет принят) позволит существенно ужесточить требования к уставным фондам бирж и торговцев.
Согласно действующему законодательству, уставный фонд украинских фондовых бирж должен составлять минимум 170 тыс. грн. Принятый законопроект предлагает биржам сформировать уставный фонд в размере минимум 600 тыс. грн., а в случае, если биржа намерена проводить расчетные и клиринговые операции,- не менее 3 млн. грн.
Законопроект предлагает дилерам увеличить уставные фонды до 120 тыс. грн. (сейчас 17 тыс. грн.), брокерам и компаниям по управлению ценными бумагами - до 300 тыс. грн. (сейчас норматив для брокеров - 3,4 тыс. грн.), а андеррайтерам - до 600 тыс. грн. Более того, для предотвращения создания участниками рынка подконтрольных им компаний-однодневок предусмотрено, что доля одного торговца в уставном фонде другого торговца не может превышать 10%. <720 торговцев - очень много для украинского фондового рынка>,- отметил г-н Непран. По его словам, новые условия позволят комиссии сделать создание торговцев-однодневок для проведения единичных схемных операций с ценными бумагами невыгодным. Как отметил руководитель аппарата комиссии, ГКЦБФР также намерена ужесточить лицензионные условия для профучастников фондового рынка. <Вряд ли все нововведения понравятся абсолютно всем игрокам рынка. У нас получается, как в фразе, - <никто не хотел умирать>. Я согласен с мнением главы НДУ Виктора Ивченко, что бедным людям на фондовом рынке делать нечего. К нам обращались руководители крупных торговцев, которые говорят, что требования к уставному фонду торговцев надо вообще установить в размере $1 млн. Это оставит на рынке несколько десятков компаний и всем станет лучше работать>,- заверил г-н Непран. По его словам, если ранее ГКЦБФР была своеобразной пожарной командой, то сейчас комиссия стала штабом прогнозистов. <Наше главное оружие - оптимизм. Несмотря на то, что поезд под названием <выборы> набирает скорость, мы попытаемся провести законопроект <О ценных бумагах:> через второе чтение еще в этом составе парламента. Мы же прекрасно понимаем, что с новым составом парламента ничего не получится>,- отметил г-н Непран.
По словам г-на Бирюка, ГКЦБФР подготовила законопроект <О системе депозитарного учета в Украине>, который был согласован со всеми профучастниками рынка и всем понравился. <Сейчас законопроект пошел на визирование в соответствующие органы>,- похвастался г-н Бирюк. Согласно проекту закона, единым депозитарием станет госструктура - Национальный депозитарий Украины (НДУ). Если до сих пор вопрос полномочий по управлению госдолей в НДУ решался между Министерством финансов и ГКЦБФР, то сейчас, по словам г-на Непрана, предполагается передать управление госпакетом акций в новом депозитарии в руки Кабмина. Проект предлагает ввести понятие <депозитарного учреждения>, которое сможет заниматься регистраторской деятельностью и быть хранителем. Вся информация об акциях и их владельцах будет храниться в едином центральном депозитарии. При этом депозитарные учреждения в свою очередь смогут заключать договоры с эмитентами и передавать в центральный депозитарий всю информацию в электронном виде для обработки и хранения. Реестры будут формироваться компаниями на основании данных, полученных у центрального депозитария по запросу клиентов. При этом судьба существующих регистраторов и хранимых ими реестров пока неясна. По словам г-на Бирюка, регистраторы, мягко говоря, будут трансформированы. Неясна и форма собственности будущего депозитария. <Рассматриваются самые разные варианты: от 25% до 100% акций в собственности государства>,- отметил г-н Непран. По его словам, НДУ и единственный действующий депозитарий - Межрегиональный фондовый союз (МФС) - согласились на слияние. <Мы даже получили письмо от совета МФС за подписью Бориса Тимонькина, где отмечено, что МФС поддерживает объединение>,- уточнил г-н Непран. В это можно поверить при одном условии, что у каждого депозитария свое понимание объединения:
По словам г-на Непрана, в начале года ГКЦБФР проведет дополнительный конкурс по отбору уполномоченных рейтинговых агентств для предоставления кредитных рейтингов. Сейчас, как отметил руководитель аппарата, поступили документы от рейтинговых агентств-претендентов: <ІВІ-Рейтинг> и <Украинское агентство финансового развития>. Монополии <Кредит-Рейтинга> может быть положен конец. Хотя автору как-то довелось ознакомиться с рейтинговой методикой одного из этих агентств: После ознакомления пришлось признать, что пусть лучше будет монополизм, чем такая методика:
Евгений ЗАЙЦЕВ