Fitch Ratings-Лондон/Нью-Йорк/Гонконг-17 декабря 2008 г. Сегодня Fitch Ratings опубликовало полугодовой суверенный обзор, в котором отмечается резкое ухудшение прогноза экономического развития и кредитоспособности для стран с развивающейся экономикой по мере распространения на развивающиеся рынки «кредитного кризиса», который начался в так называемых развитых экономиках. Отрицательное воздействие на страны с развивающейся экономикой рецессии в странах «большой семерки» усиливается резким сокращением финансирования со стороны международных банков и инвесторов, а также, для производителей сырьевых товаров, снижением экспортных цен. При том что замедление экономики наблюдается даже в Китае, где рост в следующем году, по прогнозам Fitch, теперь составит лишь 6% (что представляет собой самый низкий показатель с 1990 г.), рост на развивающихся рынках в 2009 г. прогнозируется на уровне всего лишь 2,5% в сравнении с более чем 6% в первой половине этого года (что лишь немногим выше темпов, которые имели место после кризиса в Азии и России в 1998 г.).
«Риск целого ряда экономических и финансовых кризисов в странах с развивающейся экономикой в настоящий момент является самым высоким со времен азиатского кризиса 1997-1998 гг., при этом наибольший риск приходится на регион Центральной и Восточной Европы», – отмечает Дэвид Райли, глава глобальной аналитической группы Fitch по суверенным эмитентам. «Нескольким странам с развивающейся экономикой угрожает явная рецессия, в особенности тем, которые имеют большой дефицит счета текущих операций, который международные банки и рынки более не готовы или не могут финансировать. Даже в тех странах, где сальдо счета текущих операций является положительным, отток капитала усилит давление на платежный баланс, по мере того как негосударственные заемщики будут сталкиваться с трудностями при рефинансировании свыше 300 млрд. долл. зарубежных заимствований, срок погашения по которым наступает в следующем году», – добавляет г-н Райли.
Несмотря на беспрецедентный масштаб и объем интервенций, направленных на поддержку банковских систем в странах с развитой экономикой, доступ банков этих стран к среднесрочному финансированию остается ограниченным при сильном давлении в сторону повышения показателей капитализации и сокращения рисков. Как следствие, способность и готовность западных банков предоставлять кредиты заемщикам с развивающихся рынков, как напрямую, так и через дочерние банки, резко сократилась. Дочерние структуры иностранных банков, как и их материнские банки, испытывают давление в плане сокращения своих балансов, что способствует «кредитному кризису» на внутренних рынках и усиливает стресс применительно к платежному балансу. Данный процесс оказывает негативное воздействие почти на все страны с развивающейся экономикой, однако, в особенности на Центральную и Восточную Европу, где международные банки были доминирующим источником внешнего финансирования и где риск страновых кризисов является наиболее высоким. Рейтинги нескольких суверенных эмитентов в регионе были недавно понижены, а по ряду рейтингов сохраняется «Негативный» прогноз (см. отчет Fitch «Пересмотр рейтингов государств с развивающейся экономикой» (Rating Review of Emerging Markets) от 10 ноября). Хотя в наибольшей степени рискам подвержена Центральная и Восточная Европа, усиление рисков наблюдается повсеместно. В Латинской Америке страны, имеющие слабые фундаментальные показатели кредитоспособности и зависящие от экспорта сырьевых товаров, являются особенно уязвимыми, в то время как для экспортно-ориентированных стран Азии Fitch прогнозирует замедление роста экономики до уровня всего лишь 3% в сравнении с 8% в год на протяжении последних пяти лет. Тем не менее, фундаментальные показатели кредитоспособности суверенных эмитентов в странах с развивающейся экономикой являются более сильными, чем при предыдущих кризисах, что отражает уменьшение государственных заимствований на международных рынках капитала в последние годы, а также накопление большого объема золотовалютных резервов, которые обеспечивают подушку безопасности в условиях текущей экономической и финансовой нестабильности.
Ранее Fitch отмечало, что кредитоспособность стран с развивающейся экономикой в большей степени напрямую подвержена рискам, чем у стран с развитой экономикой, из-за преобладания в первом случае банковских обязательств в иностранной валюте, наличия валютных несовпадений на балансе компаний частного сектора и зависимости кредитно-денежной политики от стабильности валютного курса. Вливания ликвидности в национальной валюте со стороны центральных банков стран с развивающейся экономикой (мера, которая является основой государственной поддержки финансового сектора в странах с развитой экономикой, получающих преимущества за счет статуса резервной или почти резервной валюты) могут спровоцировать начало валютного кризиса, так как инвесторы и население пополняют денежные балансы скорее в иностранной, чем в национальной валюте, в то время как государственные гарантии по банковскому долгу и депозитам, номинированным преимущественно в иностранной валюте, являются менее надежными и по ним с большей вероятностью будут предъявлены требования.
Следует отметить, что вмешательство государства для поддержки финансового сектора в странах с развитой экономикой имело свою цену (см. отчет «Влияние помощи европейским банкам на кредитоспособность государств» ("Sovereign Implications of European Bank Bail Outs") от 20 октября). Общие бюджетные затраты на такую поддержку являются высокими, и по оценкам Fitch составляют около 1,6 трлн. долл., что эквивалентно почти 4% агрегированного ВВП, а в ряде стран достигает гораздо более высоких уровней, в особенности в США и Великобритании. В то же время циклическое и дискреционное ослабление налогово-бюджетной политики в ответ на усиление рецессии приведет к резкому ухудшению государственных балансов и росту государственной долговой нагрузки, хотя и в рамках существующих уровней рейтингов. Риск финансирования, которому подвержены страны с высокими уровнями рейтингов, по мнению Fitch, является низким, однако структурные ухудшения в сфере государственных финансов, если не будут приняты соответствующие меры в рамках проводимой политики, могут поставить под сомнение уверенность в среднесрочной бюджетной стабильности, и соответственно в отношении суверенной кредитоспособности и суверенных рейтингов.
Полугодовой обзор по суверенным рейтингам за декабрь 2008 г. размещен в свободном доступе на сайте www.fitchratings.com.