С начала кризиса объем государственной помощи банковскому сектору ЕС, одобренный Еврокомиссией, превысил 3,2 трлн евро. Это составляет почти треть ВВП Евросоюза и в два раза превышает недавние прогнозы Брюсселя насчет антикризисных вливаний в этот сектор. При этом если, например, в Ирландии помощь банковскому сектору составляет 232% национального ВВП, то ряд правительств Южной и Восточной Европы вообще не стали помогать местным банкам.
Согласно докладу Еврокомиссии, посвященному банковскому сектору, с октября прошлого года до середины прошлого месяца Брюссель одобрил более 60 различных мер и схем, направленных на рекапитализацию банков и возобновление кредитования. Объем этого пакета составляет 2,9 трлн евро, и еще 313 млрд евро приходится на прямые инъекции капитала самым бедствующим компаниям. Таким образом, общий объем госпомощи, одобренный Еврокомиссией, уже превысил 3,2 трлн евро и достиг 31% ВВП Евросоюза (как пояснили РБК daily в Еврокомиссии, любая страна ЕС должна согласовать помощь своим банкам в Брюсселе).
Между тем в июне Еврокомиссия представила другой доклад, посвященный государственным расходам, где говорилось, что в результате кризиса финансовые вливания в банковский сектор ЕС могут составить до 16,5% ВВП (почти в два раза меньше, чем уже одобрено). "То, что Брюссель разрешил выделить банкам треть ВВП Евросоюза, не значит, что столько они и получат, - пояснила РБК daily пресс-секретарь еврокомиссара по экономической и монетарной политике Амелиа Торрес. - Из тех средств, которые одобрила Еврокомиссия, непосредственно до банков пока дошло 33% в рамках гарантийных схем и 55% в рамках мер по рекапитализации. К началу лета их объем составлял 12,6% ВВП ЕС, то есть половину из того, что мы одобрили".
Таким образом, итоговая сумма госвливаний в европейские банки будет зависеть от решимости конкретных стран продолжить или прекратить стимулирование. Если в начале лета эксперты говорили РБК daily, что европейские власти не будут прекращать вливания в банковский сектор "еще полгода-год", то теперь те же аналитики настроены более пессимистично. "Похоже, чиновники в Европе потеряли аппетит к закачке денег налогоплательщиков в банковский сектор, - говорит экономист лондонского филиала National Bank of Australia Дэвид Тинсли. - Однако остается еще ряд сегментов, где нужно увеличить ликвидность (например, соглашения купли-продажи с обязательством обратного выкупа), и вот там было бы логично ожидать еще какой-то помощи". При этом, по данным Еврокомиссии, в апреле более десятка стран ЕС начали процедуру продления своих схем банковской помощи.
Тем временем, если в Ирландии объем зарезервированных вливаний составил 232% ВВП (и почти полностью был задействован), то девять стран Евросоюза вообще не обращались в Брюссель с инициативой помочь своему банковскому сектору - это Болгария, Кипр, Чехия, Эстония, Литва, Мальта, Польша, Румыния и Словакия. При этом если, к примеру, в Польше или на Кипре финансовый сектор оказался устойчивым и переносит кризис относительно безболезненно, то в остальных странах, по мнению экспертов, власти не помогают банкам, поскольку они почти полностью контролируются иностранцами (ситуация в той или иной степени касается любой страны Восточной Европы). "Если у нас в Латвии национальный капитал все же имеет какие-то позиции (у банка Parex были проблемы, и власти ему помогли), то в Эстонии или Литве скандинавы и немцы контролируют до 90% банков, - говорит главный экономист рижского SEB Banka Андрис Вилкс, - В этом случае помощь должна идти не из местной казны, а из Стокгольма или Осло".