Председатель правления Экспресс-банка Юрий Джус в интервью <ДЕЛУ> рассказал о том, как из его банка выводят крупнейшего клиента - <Укрзализныцю>.
- Почему <Укрзализныця> решила прекратить сотрудничество с Экспресс-банком. Вы знали об этих планах?
- Мне это неизвестно. Я ничего не знал. Мотивируют свой уход тем, что у нас в банке дорогие кредиты, хотя наша ставка - 14,2% - намного ниже, чем у конкурентов, а совокупный объем кредитов <Укрзализныце> составляет 388 млн. грн.
- А почему вас не поставили в известность?
- Они считают, что не обязаны этого делать, что это их право как клиента.
- А какой удельный вес средств <Укрзализныци> в Экспресс-банке?
- На нее приходится 56% от всех средств юридических лиц. В среднем у нас 500 млн. грн. средств населения, и из них только третья часть - средства сотрудников <Укрзализныци>. Уход такого клиента может положить любой банк.
- То есть банку грозит банкротство?
- Да, конечно, банк может обанкротиться.
- Что вы намерены предпринимать, чтобы избежать этого?
- Я вчера просил заместителя генерального директора <Укрзализныци> по финансовым вопросам остановить этот процесс. Не просто приостановить, а остановить. Если они хотят уйти из нашего банка, то это нужно делать цивилизованно, например, составить график и выводить средства на протяжении года.
- Почему вы не диверсифицировали деятельность банка?
- Изначально банк создавался для обслуживания железнодорожной отрасли. Но это не значит, что у нас не обслуживаются другие предприятия.
- Что это за предприятия?
- Автодоры, порты, аэропорты, а также коммерческие структуры. Но по оборотам <Укрзализныця> занимает доминирующую положение.
- Каков ваш прогноз развития событий?
- Думаю, что процесс выхода будет заторможен и пойдет по графику. Если все будет продолжаться в том же духе, то люди станут в очередь и заберут из банка все деньги.
- Где гарантия, что <Укрзализныця> пойдет на компромисс?
- Она в нем заинтересована. У нас есть депозиты <Укрзализныци>, которые заканчиваются в сентябре, а забрать деньги досрочно они не могут. Поэтому если мы все отдадим и обанкротимся, то потеряет и сама <Укрзализныця>.
- Вы считаете, что причины лежат не в экономической плоскости?
- Судите сами: начальник <Укрзализныци> в одном из регионов сказал сотрудникам, что Экспресс-банк - банкрот, и если вы сегодня не заберете свои деньги, то завтра будет поздно. Началась паника, которую мы гасили до 11 апреля. Напичкали банкоматы деньгами, чтобы показать, что все в порядке и работа продолжается в нормальном режиме. 11 апреля люди уже приносили деньги и открывали новые депозиты. Например, по Одесскому филиалу было снято 800 тыс. грн., а внесено 500 тыс. грн.
- А почему появились слухи о банкротстве?
- Придумали на местах. На самом же деле, согласно договору, подписанному между ПриватБанком и <Укрзализныцей>, начальники финансовых служб дали указание своим подчиненным перейти на обслуживание в ПриватБанк в месячный срок.
- Из ваших слов следует, что паника пошла снизу, а гендиректор предприятия Василий Гладких ничего не знал...
- Как же не знал, если именно он подписал соглашение с Александром Дубилетом (председатель правления ПриватБанка. - <ДЕЛО>). А затем уже спустил вниз приказ, которым обязал досрочно прервать действие договора на инкассацию и расчетно-кассовое обслуживание. Кстати, мы об этом узнали от железнодорожников.
Но буквально позавчера Гладких заявил, что <Укрзализныця> продолжит сотрудничать с Экспресс-банком. Я не могу это объяснить. Знаю только, что собирают совещания на уровне глав региональных подразделений <Укрзализныци>, на которых буквально заставляют сотрудников открывать счета в ПриватБанке.
- Почему это случилось именно сейчас?
- Понятия не имею. Генеральный директор <Укрзализныци> не желает со мной встречаться. Я прошусь к нему на прием - не принимает, звоню на мобильный - не берет трубку. Наверное, ему просто нечего сказать. Заместитель Гладких по финансовым вопросам говорит, что у нас слишком высокие проценты по кредитам, тарифная политика не такая, как их устраивает. Не понимаю, почему всегда устраивала, а сейчас уже нет. Мы постоянно снижаем тарифы. Например, обработка одной платежки стоит всего 1 грн. Это ниже среднего показателя по банковской системе.
- Что теперь будет с отделениями Экспресс-банка на вокзалах?
- В некоторые отделения уже приходили руководители региональных дирекций ПриватБанка и предлагали нашим сотрудникам инициировать изменения в договоре аренды и переход в штат ПриватБанка.
Дмитрий ГРИНЬКОВ