Для Украины заключение нового соглашения с МВФ важно тем, что в результате правительство получает необходимую программу действий с четкими задачами. Достижению согласия с фондом мешает нежелание чиновников на всех уровнях власти отказываться от ручного управления. Об этом сообщил экс-директор генерального экономического департамента Национального банка Игорь Шумило.
«Главная проблема Украины заключается в непредсказуемости, нечеткости экономической (и не только) политики; несовместимости, нереалистичности провозглашенных целей и задач. А еще — в отсутствии эффективной программы действий с четкими совместимыми целями, задачами, критериями выполнения (для ключевых параметров — дефицита бюджета, валютных резервов, денежной базы и так далее) на ежеквартальной основе, с датами выполнения четких задач (повышение тарифов, уменьшение конкретных объемов проблемных кредитов и тому подобное)», — считает экс-чиновник.
Он уверен, что наличие такой программы является самым ценным результатом сотрудничества с МВФ: даже несмотря на то что носит в основном макроэкономический характер, она традиционно содержит и целый ряд важных структурных реформ (в энергетике, социальной и банковской сферах, приватизации, прозрачности финансовых потоков госмонополий и др.).
«Тем самым задаются общие, но очень четкие макроэкономические границы реформ, что, конечно же, требует скрупулезного выполнения властью», — пояснил Шумило.
«Способны ли украинцы самостоятельно подготовить не худшую по качеству экономическую программу? Да, способны! Но все предыдущие попытки не находили и не находят поддержки руководства правительства и наталкивались на отчаянное сопротивление и противодействие большинства среднего звена государственных органов. Поскольку и верхи (политики), и низы (чиновники) в большинстве своем хотят и в дальнейшем использовать возможности ручного управления экономическими процессами и не желают от этого отказываться», — отметил экс-чиновник НБУ.
Самым болезненным в этой ситуации, по мнению Шумило, является отсутствие собственной программы экономических реформ у патриотических политических сил, украинского бизнеса, профсоюзов, а также неиспользуемые аналитические возможности украинских негосударственных институтов, квалифицированных аналитиков, работающих в украинских инвестиционных компаниях, банках и т. д.
«Это делает общество, бизнес сторонними наблюдателями в ходе переговоров с МВФ, не позволяет украинской стороне выработать и отстоять перед фондом наиболее эффективную программу экономических действий, которая при этом получила бы общественную поддержку», — сожалеет эксперт.
По его словам, получение денег МВФ является не последним преимуществом сотрудничества с фондом. Ведь в 2013 году Кабмин и НБУ должны вернуть около 9 млрд долларов внешнего долга. А благодаря МВФ, как подчеркнул Шумило, есть возможность как минимум рефинансировать выплаты (5,6 млрд долларов) по низким ставкам — около 3% годовых, что значительно ниже процентов, по которым правительство может привлекать на внешних рынках, если они еще будут открыты и лояльны к Украине.
Напомним, до конца августа 2012 года Шумило был директором генерального экономического департамента Национального банка. Коллеги и банкиры называли его одним из самых опытных чиновников НБУ, способным вести профессиональный диалог на любом уровне, отмечая его открытость, принципиальность, неангажированность и умение анализировать происходящие экономические процессы.