Ассоциация украинских банков совместно с представителями коммерческих банков-членов АУБ в рамках рабочей группы, созданной Национальным банком Украины, обработала предложения относительно законодательного урегулирования проблемных вопросов обеспечения защиты прав кредиторов в процессе данной работы АУБ обращалась к внешним экспертным организациям, тесно сотрудничала со специализированными научными кафедрами и учреждениями.
Как подчеркивают в АУБ, преодоление кризисных явлений и восстановление экономики невозможно без стабилизации ситуации в финансовом секторе, и, прежде всего, на банковском рынке. К сожалению, на сегодня в законодательстве Украины сложилась ситуация, при которой должник имеет больше возможностей уклониться от выполнения долга, чем кредитор имеет возможностей для его возвращения, защиты и восстановления своих нарушенных прав.
В АУБ подчеркивают особую важность данного принципа для банковской деятельности. Банки как специфические субъекты хозяйствования осуществляют свою деятельность согласно международным стандартам преимущественно за счет привлеченных средств. Согласно установленному НБУ нормативу адекватности капитала на 1 единицу капитала банк может создать 9 единиц активов за счет привлеченных средств. Таким образом 90% банковских кредитов предоставлены за счет средств их клиентов - субъектов предпринимательской деятельности и вкладчиков. В связи с этим вопросы защиты прав кредиторов переходит из плоскости защиты интересов непосредственно банка в плоскость защиты интересов клиентов и вкладчиков этого банка.
По этому вопросу АУБ совместно с банками разработаны и предложено внести изменения в Законы Украины "Об исполнительном производстве", "Об обеспечении требований кредиторов и регистрацию обременений", "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", "Об ипотеке", "О банках и банковской деятельности ", ряда кодексов Украины и т.п.
Основные проблемы, решается в рамках этих законодательных предложений АУБ, следующие:
• Усовершенствование процедур банкротства, в частности: определение момента введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, уточнения состава комитета кредиторов, разграничения имущества физического лица и физических лиц-предпринимателей и т.д.;
• Усовершенствование процедуры исполнительного производства, в частности: урегулирование вопроса о принудительном взыскании долга на основе данных баланса, установление обязанности государственного исполнителя регистрировать арест счета в Реестре отягощений движимого имущества и т.п.
• Усовершенствование законодательства в сфере залога и ипотеки, в частности: отмена моратория на принудительную реализацию государственного имущества, согласование ЗУ "Об обеспечении требований кредиторов и регистрацию отягощений" с ЗУ "О залоге" в контексте обращения взыскания на движимое имущество на основании исполнительной надписи нотариуса и т.д.
• Усовершенствования общих принципов гражданского законодательства, в частности: установление защиты прав добросовестного залогодержателя, распространение перехода долга на новообразованные хозяйственные общества и т.п.
• Усовершенствование рынка проблемных долгов, в частности: установление, что при распоряжении банком правом требования по договорам заключенным с клиентами, не происходит разглашение банковской тайны, усовершенствование процедуры замены стороны на стадии судебного процесса и исполнительного производства и т.д.
Подготовленные АУБ предложения направлены премьер-министру Украины и народным депутатам с просьбой рассмотреть возможность внесения упомянутых предложений и изменений в действующее законодательство. Интерес к подготовленных предложений АУБ обнаружили и ряд международных институтов, в частности, Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (IFC).